Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Н. НекрасовВ творчестве Некрасова особое место занимают произведения, посвященные русским женщинам. Это поэмы "Саша", "Русские женщины", "Мороз, Красный нос" и многочисленные стихи.Поэму "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасов посвятил своей сестре, которую горячо любил. Это произведение рассказывает о тяжелой судьбе женщины-крестьянки.Века протекали - все к счастью стремилось,Все в мире по нескольку раз изменилось,Одну только Бог изменить забывалСуровую долю крестьянки.Много горя и забот выпало на долю "женщины русской земли". Но жизнь не сломила ее. В своей героине Некрасов показал лучшие черты женщины-славянки:Однако же речь о славянкеЗатеяли мы, чтоб сказать,Что тип величавой славянкиВозможно и ныне сыскать.Ее величие проявляется во всем: во внешности, в манерах, в труде, в спокойном и стойком отношении к жизненным трудностям, к нелегкой женской доле:Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц...В портрете своей героини Некрасов отмечает черты, свойственные русским женщинам: тяжелые русые косы, румяные щеки и губы, стройный стан. По мнению поэта, русскую женщину отличают трудолюбие, выносливость, терпение, скромность и сдержанность. Благодаря ее труду и заботам, "семейство не бьется в нужде", "здоровы и сыты ребята, на праздник есть лишний кусок". За внешним спокойствием и сдержанностью скрыты многие прекрасные черты, которым нет места в будничной жизни, заполненной трудом и заботами.Зато вам ее не узнать,Как сгонит улыбка весельяС лица трудовую печать, -Пишет Некрасов. Его героиня умеет и любит веселиться, она на отважный поступок, с ней надежно и спокойно:В игре ее конный не словит,В беде - не сробеет Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Портрет "величавой славянки", нарисованный Некрасовым, запечатлел типичные черты внешности и характера славянской женщины, которые повторяются из поколения в поколение. И сегодня, среди наших современниц мы встречаем женщин, глядя на которых, с гордостью вспоминаешь строки Некрасова: "Есть женщины в русских селеньях..."
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Не то же ли самое было и у нас?
Для тебя - и тебе посвящаю.
Н. НекрасовВ творчестве Некрасова особое место занимают произведения, посвященные русским женщинам. Это поэмы "Саша", "Русские женщины", "Мороз, Красный нос" и многочисленные стихи.Поэму "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасов посвятил своей сестре, которую горячо любил. Это произведение рассказывает о тяжелой судьбе женщины-крестьянки.Века протекали - все к счастью стремилось,Все в мире по нескольку раз изменилось,Одну только Бог изменить забывалСуровую долю крестьянки.Много горя и забот выпало на долю "женщины русской земли". Но жизнь не сломила ее. В своей героине Некрасов показал лучшие черты женщины-славянки:Однако же речь о славянкеЗатеяли мы, чтоб сказать,Что тип величавой славянкиВозможно и ныне сыскать.Ее величие проявляется во всем: во внешности, в манерах, в труде, в спокойном и стойком отношении к жизненным трудностям, к нелегкой женской доле:Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц...В портрете своей героини Некрасов отмечает черты, свойственные русским женщинам: тяжелые русые косы, румяные щеки и губы, стройный стан. По мнению поэта, русскую женщину отличают трудолюбие, выносливость, терпение, скромность и сдержанность. Благодаря ее труду и заботам, "семейство не бьется в нужде", "здоровы и сыты ребята, на праздник есть лишний кусок". За внешним спокойствием и сдержанностью скрыты многие прекрасные черты, которым нет места в будничной жизни, заполненной трудом и заботами.Зато вам ее не узнать,Как сгонит улыбка весельяС лица трудовую печать, -Пишет Некрасов. Его героиня умеет и любит веселиться, она на отважный поступок, с ней надежно и спокойно:В игре ее конный не словит,В беде - не сробеет Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Портрет "величавой славянки", нарисованный Некрасовым, запечатлел типичные черты внешности и характера славянской женщины, которые повторяются из поколения в поколение. И сегодня, среди наших современниц мы встречаем женщин, глядя на которых, с гордостью вспоминаешь строки Некрасова: "Есть женщины в русских селеньях..."