Поэма “Мертвые души” была написана в 1841 году. Русь крепостников и чиновников описана Гоголем со всей беспощадностью великого реалиста. Помещичье дворянство являлось основной политической силой России. Помещики владели не только землей, но и людьми, подобно тому, как человек может владеть какой-нибудь вещью. Основу сюжета поэмы составляет афера Чичикова, который, путешествуя по русской провинции, скупает “мертвые души”. Мертвыми душами называли крестьян, которые числились живыми по спискам до очередной ревизии, а поэтому за них нужно было платить налог. Чичиков хотел купить землю в Херсонской губернии и стать по бумагам владельцем крепостных. Под залог этого имущества он хотел получить ссуду, а потом пустить деньги в оборот, получив большой доход. Автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков.
Создать живописные образы помещиков Гоголю искусное владение деталью в
описании и быта, и характеров героев. Один из таких помещиков — Манилов. Интерьер его дома, как и все имение, свидетельствует о характере хозяина. Речь Манилова соответствует его натуре — сладкая,
бессодержательная. Он постоянно о чем-то думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его пусты, мечтания — бессмысленны. Манилов не занимается своим хозяйством, а носится с какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что Манилов, находясь раньше в полку, считался одним из самых образованных офицеров. Одной этой фразой Гоголь раскрывает нам уровень офицеров николаевской армии. Манилов — непрактичный человек. Он не задумывается над странной Чичикова и дарит ему мертвые души. В отличие от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с ней начинается с описания ее имения: “...узенький дворик весь был наполнен птицею и всякой домашней утварью”. В комнате у Коробочки было множество картин с изображением животных. Хозяйственность Коробочки граничит с суетливой бестолковостью. Гоголь описывает Коробочку как ограниченную помещицу, недаром Чичиков называет ее “дубинноголовой”. Единственное, что ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
не продешевить. Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но все
они похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью. Даже живой и общительный Ноздрев, который при первой встрече производит впечатление человека добродушного и веселого, поражает своей духовной нищетой. Ноздрев — человек капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь оказывается ему не по вкусу. Автор называет Ноздрева человеком поступков. Но все поступки Ноздрева без разумной цели. Как всегда, интерьер соответствует характеру помещика: “В кабинете, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книги или бумаги, висели только сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева соответствует основным чертам его
характера, она стремительна, неуправляема. Собакевич, такой же крепкий, как и его хозяйство. Он считает, что крестьяне должны как можно больше трудиться на помещика, и добротные избы крестьян — это как залог их
работо Материальный интерес — единственный интерес в его жизни. И даже за мертвые души Собакевич старается поднять цену как можно выше. Крайней степенью деградации является Плюшкин — “прореха на человечестве”. Это — единственный помещик, чья история жизни прослеживается полностью. Этот образ не только комичен и сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”, и единственное, что могло привлечь, это сад, находившийся позади дома. Даже внешне Плюшкин был похож на нищего, хотя был богатым помещиком. Но все это богатство копилось без цели, не находя никакого употребления, поэтому Плюшкин становится скупым и жадным. Поэма раскрывает сущность имущих людей.
Главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков – путешествует по России, скупая мертвые души крестьян. По своей сути этот герой – гениальный мошенник. Он задумал очень ловкую аферу, которую пытается осуществить, несмотря ни на что. Цель жизни Чичикова – это нажива. Всю свою жизнь он стремился стать богатым и зажить спокойно и счастливо. Ради своей цели он идет на мелкие и крупные преступления: берет и дает взятки, обманывает, предает. Можно сказать, что он не останавливается не перед чем для достижения своей цели. Это такой человек, который пойти по трупам, лишь бы добиться своего.
В десятой главе поэмы, когда испуганные чиновники города N собираются, чтобы наконец узнать, кто же такой Чичиков, высказывается множество невероятных предположений. Так, Павла Ивановича сравнивают с таинственным капитаном Копейкиным. На первый взгляд, предположение почтмейстера кажется просто бредом. Действительно, что может быть общего между несчастным капитаном Копейкиным и мошенником Чичиковым? Но Гоголь сближает этих героев не случайно.
Капитан Копейкин, искалеченный в сражениях за своего государя, за свою страну, не получил от них никакой Без руки и ноги он был не в состоянии прокормить себя сам и поэтому просит у генерала себе пенсию. Равнодушный чиновник, утомленный служивого, высылает его из города. О капитане Копейкине все забыли: «куда делся Копейкин, неизвестно; но не двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой…». Гоголь не говорит конкретно, кто же был главарем этой шайки. Такая недоговоренность не случайна. С одной стороны, мы понимаем, что речь идет о капитане Копейкине. Этот человек, не получив по справедливости полагающейся ему превращается в разбойника. Отчаявшись, он начинает творить беззаконие, убивать и грабить.
С другой стороны, мы понимаем, что Павел Иванович Чичиков также является главарем шайки разбойников. Он предводитель нового племени – предпринимателей и дельцов. Гоголь считал их «подлой и страшной силой разрушить Россию. Эти умные, ловкие, целеустремленные и хитрые люди тратили все свои силы на то, чтобы обогатиться. На своем пути они не видели никаких преград: ни физических, ни нравственных, ни моральных. По мнению Гоголя, это происходило потому, что в детстве этим людям не внушили простых человеческих заповедей. Вспомним, что отец Чичикова с самых малых лет твердил сыну: «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все на свете копейкой». Маленький Павлуша запомнил эту истину на всю жизнь, поэтому вырос пустым, бездуховным, страшным человеком. Не случайна здесь и перекличка: капитан Копейкин – «береги копейку».
Чиновники не поверили, что Чичиков и есть знаменитый капитан Копейкин. Многие высказывали предположение, «что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон… может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе и не Чичиков». Перепуганные чиновники готовы были поверить даже этому. Они вспомнили, что лицо Чичикова «очень сдает на портрет Наполеона». Гоголь не признает этого, но и не отрицает. Действительно, в некотором смысле Чичиков и есть Наполеон. Гоголь пишет о том, «что Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепи и овладеет всем миром». Я считаю, что писатель здесь имел в виду не только реальную историческую личность, но и своего героя. С самого начала поэмы Чичиков имел наполеоновские планы. Осуществлял их он также самоуверенно и нагло, как и Наполеон. На своем пути Чичиков, как и французский император, готов сокрушить все, не подсчитывая жертв. По мнению Гоголя, такие люди, как герой поэмы, являются настоящими антихристами, которые со временем «разорвут цепь и овладеют всем миром». Этого писатель боялся больше всего, поэтому и написал свои «Мертвые души» как предупреждение современникам и последующему поколению.
Основу сюжета поэмы составляет афера Чичикова, который, путешествуя по русской провинции, скупает “мертвые души”. Мертвыми душами называли крестьян, которые числились живыми по спискам до очередной ревизии, а поэтому за них нужно было платить налог. Чичиков хотел купить землю в Херсонской губернии и стать по бумагам владельцем крепостных. Под залог этого имущества он хотел получить ссуду, а потом пустить деньги в оборот, получив большой доход.
Автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков.
Создать живописные образы помещиков Гоголю искусное владение деталью в
описании и быта, и характеров героев.
Один из таких помещиков — Манилов. Интерьер его дома, как и все имение, свидетельствует о характере хозяина. Речь Манилова соответствует его натуре — сладкая,
бессодержательная. Он постоянно о чем-то думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его пусты, мечтания — бессмысленны. Манилов не занимается своим хозяйством, а носится с какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что Манилов, находясь раньше в полку, считался одним из самых образованных офицеров. Одной этой фразой Гоголь раскрывает нам уровень офицеров николаевской армии. Манилов — непрактичный человек. Он не задумывается над странной Чичикова и дарит ему мертвые души.
В отличие от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с ней начинается с описания ее имения: “...узенький дворик весь был наполнен птицею и всякой домашней утварью”. В комнате у Коробочки было множество картин с изображением животных. Хозяйственность Коробочки граничит с суетливой бестолковостью. Гоголь описывает Коробочку как ограниченную помещицу, недаром Чичиков называет ее “дубинноголовой”. Единственное, что ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
не продешевить.
Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но все
они похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью. Даже живой и общительный Ноздрев, который при первой встрече производит впечатление человека добродушного и веселого, поражает своей духовной нищетой. Ноздрев — человек капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь оказывается ему не по вкусу. Автор называет Ноздрева человеком поступков. Но все поступки Ноздрева без разумной цели.
Как всегда, интерьер соответствует характеру помещика: “В кабинете, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книги или бумаги, висели только сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева соответствует основным чертам его
характера, она стремительна, неуправляема.
Собакевич, такой же крепкий, как и его хозяйство. Он считает, что крестьяне должны как можно больше трудиться на помещика, и добротные избы крестьян — это как залог их
работо Материальный интерес — единственный интерес в его жизни. И даже за мертвые души Собакевич старается поднять цену как можно выше.
Крайней степенью деградации является Плюшкин — “прореха на человечестве”. Это — единственный помещик, чья история жизни прослеживается полностью. Этот образ не только комичен и сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”, и единственное, что могло привлечь, это сад, находившийся позади дома. Даже внешне Плюшкин был похож на нищего, хотя был богатым помещиком. Но все это богатство копилось без цели, не находя никакого употребления, поэтому Плюшкин становится скупым и жадным.
Поэма раскрывает сущность имущих людей.
В десятой главе поэмы, когда испуганные чиновники города N собираются, чтобы наконец узнать, кто же такой Чичиков, высказывается множество невероятных предположений. Так, Павла Ивановича сравнивают с таинственным капитаном Копейкиным. На первый взгляд, предположение почтмейстера кажется просто бредом. Действительно, что может быть общего между несчастным капитаном Копейкиным и мошенником Чичиковым? Но Гоголь сближает этих героев не случайно.
Капитан Копейкин, искалеченный в сражениях за своего государя, за свою страну, не получил от них никакой Без руки и ноги он был не в состоянии прокормить себя сам и поэтому просит у генерала себе пенсию. Равнодушный чиновник, утомленный служивого, высылает его из города. О капитане Копейкине все забыли: «куда делся Копейкин, неизвестно; но не двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой…». Гоголь не говорит конкретно, кто же был главарем этой шайки. Такая недоговоренность не случайна. С одной стороны, мы понимаем, что речь идет о капитане Копейкине. Этот человек, не получив по справедливости полагающейся ему превращается в разбойника. Отчаявшись, он начинает творить беззаконие, убивать и грабить.
С другой стороны, мы понимаем, что Павел Иванович Чичиков также является главарем шайки разбойников. Он предводитель нового племени – предпринимателей и дельцов. Гоголь считал их «подлой и страшной силой разрушить Россию. Эти умные, ловкие, целеустремленные и хитрые люди тратили все свои силы на то, чтобы обогатиться. На своем пути они не видели никаких преград: ни физических, ни нравственных, ни моральных. По мнению Гоголя, это происходило потому, что в детстве этим людям не внушили простых человеческих заповедей. Вспомним, что отец Чичикова с самых малых лет твердил сыну: «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все на свете копейкой». Маленький Павлуша запомнил эту истину на всю жизнь, поэтому вырос пустым, бездуховным, страшным человеком. Не случайна здесь и перекличка: капитан Копейкин – «береги копейку».
Чиновники не поверили, что Чичиков и есть знаменитый капитан Копейкин. Многие высказывали предположение, «что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон… может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе и не Чичиков». Перепуганные чиновники готовы были поверить даже этому. Они вспомнили, что лицо Чичикова «очень сдает на портрет Наполеона». Гоголь не признает этого, но и не отрицает. Действительно, в некотором смысле Чичиков и есть Наполеон. Гоголь пишет о том, «что Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепи и овладеет всем миром». Я считаю, что писатель здесь имел в виду не только реальную историческую личность, но и своего героя. С самого начала поэмы Чичиков имел наполеоновские планы. Осуществлял их он также самоуверенно и нагло, как и Наполеон. На своем пути Чичиков, как и французский император, готов сокрушить все, не подсчитывая жертв. По мнению Гоголя, такие люди, как герой поэмы, являются настоящими антихристами, которые со временем «разорвут цепь и овладеют всем миром». Этого писатель боялся больше всего, поэтому и написал свои «Мертвые души» как предупреждение современникам и последующему поколению.