Господин Журден - главный герой комедии «Мещанин во дворянстве» - богатый торговец. У него есть все, но ему не хватает родовитости. Журден страдает от того, что его род - это мещане, торговцы. Он видит, что аристократия играет в обществе большую роль, и ему хочется быть среди тех, кто, как ему кажется, имеет изысканный вкус, хорошее образование, может свободно общаться с королем. Чтобы походить на аристократа, господин Журден бросает все свои дела, берется изучать музыку, философию, упражняется в танцах и фехтовании. Отец взрослой дочери, он, как подросток, увлекается обновами, верит слову лживого портного, что узкие чулки, тесные ботинки, костюм в цветочках - это именно то, что носят аристократы. Ослепленный идеей стать дворянином, господин Журден знакомится с графом-мошенником Дорантом, пишет нежные письма, дарит драгоценности маркизе-авантюристке Доримена. Он верит, что с этих сомнительных знакомств вплотную подойдет к своей заветной цели - станет дворянином. Все, кого господин Журден приблизил к себе, с кем подружился, пытаются создать вокруг него атмосферу изысканности, значимости его персоны, всячески поддерживают его идею. Но это кощунство направлено на то, чтобы господин Журден оплачивал никому не нужны уроки, услуги, советы.Но несмотря на всю странность поведения, господин Журден показывает себя совсем не так глуп, как некоторым кажется. Он типичный буржуа, а потому очень хорошо знает цену деньгам; природный ум подсказывает ему слова к маркизе, он прекрасно понимает, что в свое время не получил хорошего образования и позволил бы себя высечь, «чтобы только знать все то, чему учат в школе».
Жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что совершающий несправедливость несчастнее несправедливо
страдающего. Что же такое маленький человек. В каком смысле маленькийМал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Маленький этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не ему. Значительное лицо так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и
смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Достоевский в своей повести «Бедные люди» частично перенимает идеи Гоголя, но одновременно меняет образ «маленького человека» , а в особенности, его внутренний мир. Макар Девушкин - тоже мелкий чиновник, занимающийся переписыванием бумаг. Сослуживцы и начальство ни во что не ставят его. Но Достоевский, в отличие от Гоголя, наделяет своего героя чутким сердцем и поэтическим мировосприятием. Особенностью изображения всех, даже самых незначительных героев у Достоевского является их на высокие чувство и переживания. Девушкин категорически отрицает то, что он и стоящие с ним в одном ряду являются пародией на человека. Достоевский использует важный прием при создании образа Девушкина, который делает его полной противоположностью Башмачкину, - он возвышает предел стремлений героя. Если планка Акакия Акакиевича - теплая шинель, - достигнув которой, он обрел бы абсолютное счастье, то Макар Девушкин мечтает о любви Вареньки. Происходит чудесное преображение. Но счастливого будущего у Девушкина быть не может. Он, как и Башмачкин, обречен. Варенька не может стать его женой. Его любовь безответна; он беден; он в этом мире никто. Безответная любовь Девушкина, его страдания, его бесполезный, но стремительный бунт, на который не был Башмачкин, возвышают его. Но бедность является своеобразным «ограничивающим» фактором. В произведении Достоевского герой, в отличие от гоголевского Баш- мачкина, не создает себе «футляра» . «Футляр» создан самими социальными условиями, в которых вынужден находиться Девуш- кин. Гордый бедняк, он пытается вырваться из тех рамок, в которые заключила его бедность, но борьба тщетна - этим он еще сильнее усугубляет свое трагическое положение. Достоевский спорит с Гоголем по очень важному вопросу. Если герой Гоголя не имеет души, он мертв, то герой Достоевского на высокие чувства и переживания. Акакий Акакиевич жалок, Макар Девушкин вызывает понимание и сострадание, но уже не жалость. Таким образом, изображая «маленького человека» , Гоголь и Достоевский приходят к разным выводам. Гоголь делает своег
Господин Журден - главный герой комедии «Мещанин во дворянстве» - богатый торговец. У него есть все, но ему не хватает родовитости. Журден страдает от того, что его род - это мещане, торговцы. Он видит, что аристократия играет в обществе большую роль, и ему хочется быть среди тех, кто, как ему кажется, имеет изысканный вкус, хорошее образование, может свободно общаться с королем. Чтобы походить на аристократа, господин Журден бросает все свои дела, берется изучать музыку, философию, упражняется в танцах и фехтовании. Отец взрослой дочери, он, как подросток, увлекается обновами, верит слову лживого портного, что узкие чулки, тесные ботинки, костюм в цветочках - это именно то, что носят аристократы. Ослепленный идеей стать дворянином, господин Журден знакомится с графом-мошенником Дорантом, пишет нежные письма, дарит драгоценности маркизе-авантюристке Доримена. Он верит, что с этих сомнительных знакомств вплотную подойдет к своей заветной цели - станет дворянином. Все, кого господин Журден приблизил к себе, с кем подружился, пытаются создать вокруг него атмосферу изысканности, значимости его персоны, всячески поддерживают его идею. Но это кощунство направлено на то, чтобы господин Журден оплачивал никому не нужны уроки, услуги, советы.Но несмотря на всю странность поведения, господин Журден показывает себя совсем не так глуп, как некоторым кажется. Он типичный буржуа, а потому очень хорошо знает цену деньгам; природный ум подсказывает ему слова к маркизе, он прекрасно понимает, что в свое время не получил хорошего образования и позволил бы себя высечь, «чтобы только знать все то, чему учат в школе».
Объяснение:
Жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что совершающий несправедливость несчастнее несправедливо
страдающего. Что же такое маленький человек. В каком смысле маленькийМал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Маленький этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не ему. Значительное лицо так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и
смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Достоевский в своей повести «Бедные люди» частично перенимает идеи Гоголя, но одновременно меняет образ «маленького человека» , а в особенности, его внутренний мир. Макар Девушкин - тоже мелкий чиновник, занимающийся переписыванием бумаг. Сослуживцы и начальство ни во что не ставят его. Но Достоевский, в отличие от Гоголя, наделяет своего героя чутким сердцем и поэтическим мировосприятием. Особенностью изображения всех, даже самых незначительных героев у Достоевского является их на высокие чувство и переживания. Девушкин категорически отрицает то, что он и стоящие с ним в одном ряду являются пародией на человека. Достоевский использует важный прием при создании образа Девушкина, который делает его полной противоположностью Башмачкину, - он возвышает предел стремлений героя. Если планка Акакия Акакиевича - теплая шинель, - достигнув которой, он обрел бы абсолютное счастье, то Макар Девушкин мечтает о любви Вареньки. Происходит чудесное преображение. Но счастливого будущего у Девушкина быть не может. Он, как и Башмачкин, обречен. Варенька не может стать его женой. Его любовь безответна; он беден; он в этом мире никто. Безответная любовь Девушкина, его страдания, его бесполезный, но стремительный бунт, на который не был Башмачкин, возвышают его. Но бедность является своеобразным «ограничивающим» фактором. В произведении Достоевского герой, в отличие от гоголевского Баш- мачкина, не создает себе «футляра» . «Футляр» создан самими социальными условиями, в которых вынужден находиться Девуш- кин. Гордый бедняк, он пытается вырваться из тех рамок, в которые заключила его бедность, но борьба тщетна - этим он еще сильнее усугубляет свое трагическое положение. Достоевский спорит с Гоголем по очень важному вопросу. Если герой Гоголя не имеет души, он мертв, то герой Достоевского на высокие чувства и переживания. Акакий Акакиевич жалок, Макар Девушкин вызывает понимание и сострадание, но уже не жалость. Таким образом, изображая «маленького человека» , Гоголь и Достоевский приходят к разным выводам. Гоголь делает своег