"в повести “капитанская дочка” а. с. пушкин обращается к xviii веку, к крестьянскому восстанию под предводительством емельяна пугачева. действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. пушкин считал, что в повести должна быть “ эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. новизна “капитанской дочки” состоит в том, что “двигательницей событий” (термин чернышевского) стала народная борьба. “капитанская дочка” - это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды. персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — “семейных записок”. главным персонажем в повести является емельян пугачев — предводитель крестьянского восстания. он - беглый донской казак “лет сорока”, себя за покойного царя петра iii. образ пугачева раскрывается пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. с одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. к сильным сторонам образа пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть (“все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа пугачева. знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: “он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. меткая, живописная речь пугачева является приметой его народного происхождения: “долг платежом красен”. пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений а. сумарокова: “в ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом пугачева. далее в калмыцкой сказке пушкин сравнивает своего героя с птицей - орлом, являющимся царем птиц. но при всей своей силе, пугачев - трагический образ. в произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе “приступ”, сравнение героя с отрепьевым. характер пугачева раскрывается через его поступки. в произведении пугачев противопоставлен императрице екатерине ii, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в оренбурге. объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный”. итак, образ пугачева дан пушкиным в свете концепции национального характера. он глубже раскрыть нравственную проблематику повести. образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. понять дух народа образы савельича и капитана миронова. их объединяет отсутствие самосознания. они живут во власти традиции, их отличает установившимся правилам жизни. так, савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. он занимается воспитанием “барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. всякий раз пушкин создает ситуации, в которых гринев совершает проступки, допускает оплошности, а савельич его выручает, и даже спасает от смерти. барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место гринева под виселицей. савельич же покорно принимает это равнодушие. он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. пугачев для него только “злодей” и “разбойник”.
Характеристика Печорина приводится в ходе повести, она как бы приоткрывает завесу, позволяя проникнуть в его внутренний мир, скрытый от Максима Максимыча. Здесь уместно обратить взимание на многообразие приемов обрисовки образа Печорина: в повести дается краткая характеристика его Максимом Максимычем, показывается отношение к нему других людей, рассказывается о его действиях и поступках, приводится характеристика. Понять отношение автора к герою и пейзаж. Все время наше представление углубляется: от внешних впечатлений о Печорине мы переходим к пониманию его поступков и отношений с людьми и, наконец, проникаем в его внутренний мир.
Но еще до знакомства с исповедью Печорина читатель имел возможность задуматься над его характером и в какой-то степени объяснить и понять его, Не случайно рассказ о Печорине дается в два приема. Автор замечает, что не может «заставить штабс-капитана рассказывать, прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле», и прерывает рассказ Максима Максимыча описанием перевала через Крестовую гору. Эта намеренная пауза чрезвычайно важна: пейзаж, замедляя развитие сюжета, позволяет сосредоточиться, подумать о личности главного героя, объяснить его характер.
Пейзаж, открывшийся путникам с Крестовой горы,- одно из самых великолепных описаний прнроды в романе, Присутствие автора с его мыслями, настроением, переживаниями позволяет читателю не только увидеть описанные картины, но и погрузиться в необычайно поэтический, полный гармонии и совершенства мир, испытать то же «отрадное чувство», какое владело автором, когда он писал эти картины. Пейзаж этот построен на контрасте: хороводы звезд, девственные снега, с одной стороны, а с другой - мрачные таинственные пропасти; на Гуд-горе висит серое облако, грозящее близкою бурей, а на востоке все ясно и золотисто; с одной стороны, покой, а с другой - тревога. Природа так же противоречива, как противоречива жизнь, как противоречив характер главного героя. Но противоречия в природе не мешают чувствовать ее величие и грандиозность. Природа прекрасна, и общение с ней очищает и возвышает человека. «Удаляясь от условий общества», люди невольно становятся детьми: «все приобретенное отпадает от души, она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять». Говоря так, автор читателю почувствовать, что в Печорине многое объясняется «условиями общества», в котором он жил. Картины природы заставляют еще глубже задуматься над поставленными в романе вопросами, понять психологию действующих лиц, что дает право назвать пейзаж психологическим. Помимо этого, описание природы при перевале через Крестовую гору в развитии сюжета.
Вспомним, что оно дано после того, как Максим Максимыч прервал рассказ словами: «Да, они были счастливы». Счастью Печорина и Бэлы соответствует картина ослепительного утра, горящих «румянцем» снегов. Но внезапно налетевшая грозовая туча, град, снег, свист ветра в ущелье, мгновенно сменившие розовое утро, намекают на трагическую развязку повести. Печорин дан в «Бэле» в окружении простых и «естественных» людей. В заключение анализа повести можно кратко остановиться на вопросе, чем близок им герои и чем он отличается от них. Если же учитель выделит специальный урок для образов горцев и контрабандистов, то этого вопроса можно коснуться более подробно.
Каким же показан Печорин в этой повести? Что нового узнает о нем читатель? В повести «Бэла» характер героя вырисовывался равным образом из его поступков и отношений с людьми, в повести «Максим Максимыч» Печорин в сущности бездействует. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но не силу ограниченности своего кругозора, понять сложную натуру героя. Здесь читатель узнает о Печорине от автора. Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет.
Но еще до знакомства с исповедью Печорина читатель имел возможность задуматься над его характером и в какой-то степени объяснить и понять его, Не случайно рассказ о Печорине дается в два приема. Автор замечает, что не может «заставить штабс-капитана рассказывать, прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле», и прерывает рассказ Максима Максимыча описанием перевала через Крестовую гору. Эта намеренная пауза чрезвычайно важна: пейзаж, замедляя развитие сюжета, позволяет сосредоточиться, подумать о личности главного героя, объяснить его характер.
Пейзаж, открывшийся путникам с Крестовой горы,- одно из самых великолепных описаний прнроды в романе, Присутствие автора с его мыслями, настроением, переживаниями позволяет читателю не только увидеть описанные картины, но и погрузиться в необычайно поэтический, полный гармонии и совершенства мир, испытать то же «отрадное чувство», какое владело автором, когда он писал эти картины. Пейзаж этот построен на контрасте: хороводы звезд, девственные снега, с одной стороны, а с другой - мрачные таинственные пропасти; на Гуд-горе висит серое облако, грозящее близкою бурей, а на востоке все ясно и золотисто; с одной стороны, покой, а с другой - тревога. Природа так же противоречива, как противоречива жизнь, как противоречив характер главного героя. Но противоречия в природе не мешают чувствовать ее величие и грандиозность. Природа прекрасна, и общение с ней очищает и возвышает человека. «Удаляясь от условий общества», люди невольно становятся детьми: «все приобретенное отпадает от души, она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять». Говоря так, автор читателю почувствовать, что в Печорине многое объясняется «условиями общества», в котором он жил. Картины природы заставляют еще глубже задуматься над поставленными в романе вопросами, понять психологию действующих лиц, что дает право назвать пейзаж психологическим. Помимо этого, описание природы при перевале через Крестовую гору в развитии сюжета.
Вспомним, что оно дано после того, как Максим Максимыч прервал рассказ словами: «Да, они были счастливы». Счастью Печорина и Бэлы соответствует картина ослепительного утра, горящих «румянцем» снегов. Но внезапно налетевшая грозовая туча, град, снег, свист ветра в ущелье, мгновенно сменившие розовое утро, намекают на трагическую развязку повести. Печорин дан в «Бэле» в окружении простых и «естественных» людей. В заключение анализа повести можно кратко остановиться на вопросе, чем близок им герои и чем он отличается от них. Если же учитель выделит специальный урок для образов горцев и контрабандистов, то этого вопроса можно коснуться более подробно.
Каким же показан Печорин в этой повести? Что нового узнает о нем читатель? В повести «Бэла» характер героя вырисовывался равным образом из его поступков и отношений с людьми, в повести «Максим Максимыч» Печорин в сущности бездействует. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но не силу ограниченности своего кругозора, понять сложную натуру героя. Здесь читатель узнает о Печорине от автора. Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет.