Проверочная работа по повести м.горького «детство» (гл.1-2) 1 вариант 1. с чего начинается повесть? 2. какой вспоминается мальчику алеше мать? 3. кто встретил алешу на берегу? 4. какая обстановка была в доме деда, какие отношения между людьми? 5. как провинился алеша? 6. о чем рассказывал дедушка во время своих посещений больного алеши? 2 вариант 1. куда и с кем плывет на пароходе мальчик? 2. какой вспоминается мальчику алеше бабушка? 3. какое первое впечатление сложилось у мальчика о дедушке? 4. как провинился саша, сын дяди якова? 5. какому наказанию подвергались в доме деда провинившиеся? 6. почему посещение цыганка стало «самым ярким впечатлением» для алеши во время болезни? проверочная работа по повести м.горького «детство» (главы 5-13) 1 вариант 1. опишите поведение бабушки во время . какие действия она предпринимала? 2. что стало с мастером григорием? 3. почему алеше запрещали дружить с хорошим делом? 2 вариант 1. напишите, как жил алеша в новом доме: чем занимался, с кем общался, о чем думал? 2. почему алеша подружился с хорошим делом? что ему нравилось в этом человеке? 3. как к концу повести изменились отношения дедушки и бабушки?
Петр Гринев воспитывался в дворянской семье. Когда ему стукнуло семнадцать, отец отправил его служить в Белогорскую крепость, а не в столицу. Там Гринев влюбился в Машу Миронову, капитанскую дочку, чуть не подрался со Швабриным на дуэли, которую остановил верный слуга Савельич. Пришел Емельян Пугачев. Он казнил родителей Маши и чуть было то же самое не сделал с Петром, но опять Савелич вмешался и напомнил самозванцу о встрече в степи, когда Гринев дал ему заячий тулупчик. Пугачевский бунт подавили. Петра отдали под суд. Только встреча Маши Мироновой с Екатериной Второй освободила Гринева от верной смерти.
И вот теперь, спустя много лет, Гринев рассказывает о своей молодости...
Историзмы (от греч. historia — рассказ о событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например:
Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимают поместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними. Явились к царю с челобитными казаки и стрельцы, и просили денежного и хлебного жалованья, трогательно писали, что им есть нечего, что мерзнут без одежды, умирают без от ран (Н. Костомаров) .
Выделенные слова являются историзмами. Они не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно, только прибегнув к энциклопедическому описанию. Именно так они и подаются в толковых словарях:
Челобитье, -я, ср. 1. В древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом к земле. 2. В древней Руси: письменная
Челобитчик, -а, м. В древней Руси: тот, кто подавал челобитную. Челобитная, -ой, ж. В древней Руси: челобитье (во 2 значении) , Стольник, -а, м. В древней Руси: придворный, степенью ниже боярина первоначально придворный, прислуживавший за княжеским или Царским столом) .
Стрелец - Московской Руси XVI—XVII вв. : военнослужащий особого постоянного войска.
Стали историзмами многие слова, называющие предметы ушедшего быта, старой культуры, вещи и явления, связанные с экономикой старыми общественно-политическими отношениями. Так, много историзмов среди слов, связанных с военной тематикой: кольчуга, пищаль, забрало, редут. Многие устаревшие слова называют бытовые и хозяйственные предметы, предметы одежды: ендова, севалка, просак, светец, армяк, камзол.
Историзмами являются многие слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: царь, боярин, конюший, лакей, стольник, земство, крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурлак; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производственной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение.
Стали историзмами и слова, возникшие в советскую эпоху: будённовец, продотряд, комбед, ликбез, лишенец, нэп, нэпман, продразвёрстка, махновец.
Историзмы употребляются в тех текстах, в которых речь идёт о предметах и явлениях Это может быть как учебная литература, так и художественное произведение. Историзмы автору создать речевой колорит описываемой эпохи.
Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.
Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным лексическим значением (гость — купец, живот — жизнь) , иным грамматическим оформлением (исполнити — исполнить, на бале — на балу) , иным морфемным составом (дружество — дружба, рыбарь — рыбак) , иными фонетическими особенностями (гишпанский — испанский, зерцало — зеркало) . Некоторые слова устаревают целиком, но имеют современные синонимы: дабы — чтобы, пагуба — гибель, вред, уповать — надеяться и твёрдо верить. Для уточнения значения таких слов при работе с текстом художественного произведения необходимо пользоваться толковым словарём или словарём устаревших слов. Это избежать ошибок в толковании текста.
Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа.