«ВАЛЕРИК» («Я к вам пишу случайно; право») , стих. позднего Л. (1840); основная часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на р. Валерик между отрядом ген. Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал Лкрмонтов. Обе стороны понесли большие потери. "Валерик" часто рассматривают как поэтический рассказ о "картинах военной жизни", однако его содержание и жанровая структура сложнее, чем документальный стихотворный очерк. Это одно из наиболее ярких поэтических свидетельств постоянного для Л. интереса к истории, к путям исторического развития России. По форме «Валерик» — любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть или стихотворный рассказ, своеобразная исповедь героя-повествователя перед любимой женщиной, так как обращено к возлюбленной Лермонтова В. А. Лопухиной. Жанровая структура стихотворения отличается значительной сложностью, которая во многом обусловлена редким для того времени сочетанием батальной и любовной лирики. Форма исповеди делает естественным отступление в рассказ о духовной предыстории героя-повествователя, о том, как юношеская вера в жизнь и людей сменилась скептицизмом и скорбным неверием, затем равнодушием и безразличием ко всему на свете. Также как в «Бородино» (1837 г.) , Лермонтов в стихотворение «Валерик» показывает войну глазами рядового участника битвы, переносящего все тяготы и лишения походного быта, которые его и волнуют, каким представлен герой стихотворения «Валерик» . Размер стиха — двустопный ямб, рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то охватывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха без всякой регулярности. Стихотворение «Бородино» (или «микроэпос» , как его еще называют) посвящено народной войне 1812 года. Его героем и рассказчиком одновременно является безымянный солдат, носитель «народного» , внеличного начала. Облик рассказчика предопределил сказовую форму повествования и ту систему ценностей, которая обозначена в стихотворении: героическое время подъема народного самосознания противопоставлено измельчавшему настоящему: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Восхищаясь подвигом русских богатырей поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить свою жизнь к лучшему. Композиция. «Бородино» делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу («Скажи-ка, дядя, ведь недаром...») , и главную часть, рассказ быва¬лого воина, участника сражения. Главная часть, в свою очередь, распадается еще на две части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй — сам бой с постепенным ослаблением напряжения к концу стихотворения. «Бородино» было написано в 1837 году как отклик на двадцать пятую годовщину Бородинского сражения. Жанровая природа этого произведений неоднозначна. С одной стороны, жанр его принято определять как стихотворение, то есть лирическое произведение, с другой — для него характерны эпические черты (образ рассказчика, сказовая форма повествования, эпический, сот бытийный сюжет) .
Эпизоды из жизни этого вольнолюбивого и воинственного народа показал поэт в стихотворении «Валерик» , написанном в 1840 году. Автор избрал эпистолярный жанр для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений. Начинается письмо с объяснения случайности его написания: Я к вам пишу случайно; право. Первые строки напоминают письмо Татьяны к Онегину, они настраивают на искренность всего послания, правдивость и открытость повествования. Это подтверждает запоздалое признание в любви. Далее лирический герой рассказывает нам и своей возлюбленной, что он многое повидал в жизни, но признается: «...крест несу я без роптанья» , «я жизнь постиг» , «судьбе ...за все я ровно благодарен; у бога счастья не и молча зло переношу» . Судьба забросила героя на Кавказ, где ему пришлось познакомиться с жизнью горцев: И жизнь всечасно кочевая, Труды, заботы, ночь и днем.. . На личном опыте он постиг трудности этого простого и непритязательного бытия, когда после физической работы «сердце спит, простора нет воображенью.. . И нет работы голове...» . Автор рисует мирную картину фронтового быта на фоне дивной природы Кавказа. Но это все-таки военный лагерь, и скрытая угроза, готовность к бою слышатся в следующих строках: Едва дымятся фитили; Попарно цепь стоит вдали; Штыки горят под солнцем юга. Чем же заняты бойцы в этот знойный полуденный час? Как и обычно, старые и бывалые поучают молодых, неопытных бойцов, вспоминая свои давние подвиги или геройство своих отцов и дедов. не годы, не десятилетия — столетия, а все остается по-прежнему: Вот ружья из кустов выносят, Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей; А вот и слева, из опушки, Вдруг с гиком кинулись на пушки, И градом пуль с вершин дерев Отряд осыпан. А Лермонтов продолжает описывать ужасные по тем временам схватки на реке Валерик, впадающей в Терек, на реке, которая, покраснев от крови убитых, несла трупы в Каспий. Сотни человеческих жизней унесла смерть. И тем не менее каждая судьба трагична, каждого бойца кто-то ждет дома, надеется, что он вернется, — ведь каждый из убитых чей-то муж, отец или сын. Поэт продолжает повествование, рисуя страшную картину после боя: Уже затихло все; тела Стащили в кучу; кровь текла Струею дымной по каменьям, Ее тяжелым испареньем Был полон воздух.. . И опять же все эти ужасные события происходят на фоне спокойной и величественной природы Кавказа. Окрестный лес, как бы в тумане, Синел в дыму пороховом. Природа далека от войны, она не хочет принять жестокости, не понимает, зачем люди убивают друг друга столько веков подряд. Зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело, в мире царствует зло?
По форме «Валерик» — любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть или стихотворный рассказ, своеобразная исповедь героя-повествователя перед любимой женщиной, так как обращено к возлюбленной Лермонтова В. А. Лопухиной. Жанровая структура стихотворения отличается значительной сложностью, которая во многом обусловлена редким для того времени сочетанием батальной и любовной лирики.
Форма исповеди делает естественным отступление в рассказ о духовной предыстории героя-повествователя, о том, как юношеская вера в жизнь и людей сменилась скептицизмом и скорбным неверием, затем равнодушием и безразличием ко всему на свете.
Также как в «Бородино» (1837 г.) , Лермонтов в стихотворение «Валерик» показывает войну глазами рядового участника битвы, переносящего все тяготы и лишения походного быта, которые его и волнуют, каким представлен герой стихотворения «Валерик» .
Размер стиха — двустопный ямб, рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то охватывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха без всякой регулярности.
Стихотворение «Бородино» (или «микроэпос» , как его еще называют) посвящено народной войне 1812 года. Его героем и рассказчиком одновременно является безымянный солдат, носитель «народного» , внеличного начала. Облик рассказчика предопределил сказовую форму повествования и ту систему ценностей, которая обозначена в стихотворении: героическое время подъема народного самосознания противопоставлено измельчавшему настоящему:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Восхищаясь подвигом русских богатырей поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить свою жизнь к лучшему.
Композиция. «Бородино» делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу («Скажи-ка, дядя, ведь недаром...») , и главную часть, рассказ быва¬лого воина, участника сражения. Главная часть, в свою очередь, распадается еще на две части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй — сам бой с постепенным ослаблением напряжения к концу стихотворения. «Бородино» было написано в 1837 году как отклик на двадцать пятую годовщину Бородинского сражения. Жанровая природа этого произведений неоднозначна. С одной стороны, жанр его принято определять как стихотворение, то есть лирическое произведение, с другой — для него характерны эпические черты (образ рассказчика, сказовая форма повествования, эпический, сот бытийный сюжет) .
Автор избрал эпистолярный жанр для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений.
Начинается письмо с объяснения случайности его написания:
Я к вам пишу случайно; право.
Первые строки напоминают письмо Татьяны к Онегину, они настраивают на искренность всего послания, правдивость и открытость повествования. Это подтверждает запоздалое признание в любви.
Далее лирический герой рассказывает нам и своей возлюбленной, что он многое повидал в жизни, но признается: «...крест несу я без роптанья» , «я жизнь постиг» , «судьбе ...за все я ровно благодарен; у бога счастья не и молча зло переношу» . Судьба забросила героя на Кавказ, где ему пришлось познакомиться с жизнью горцев:
И жизнь всечасно кочевая, Труды, заботы, ночь и днем.. .
На личном опыте он постиг трудности этого простого и непритязательного бытия, когда после физической работы «сердце спит, простора нет воображенью.. . И нет работы голове...» .
Автор рисует мирную картину фронтового быта на фоне дивной природы Кавказа.
Но это все-таки военный лагерь, и скрытая угроза, готовность к бою слышатся в следующих строках:
Едва дымятся фитили; Попарно цепь стоит вдали; Штыки горят под солнцем юга.
Чем же заняты бойцы в этот знойный полуденный час? Как и обычно, старые и бывалые поучают молодых, неопытных бойцов, вспоминая свои давние подвиги или геройство своих отцов и дедов.
не годы, не десятилетия — столетия, а все остается по-прежнему:
Вот ружья из кустов выносят, Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей; А вот и слева, из опушки, Вдруг с гиком кинулись на пушки, И градом пуль с вершин дерев Отряд осыпан.
А Лермонтов продолжает описывать ужасные по тем временам схватки на реке Валерик, впадающей в Терек, на реке, которая, покраснев от крови убитых, несла трупы в Каспий. Сотни человеческих жизней унесла смерть. И тем не менее каждая судьба трагична, каждого бойца кто-то ждет дома, надеется, что он вернется, — ведь каждый из убитых чей-то муж, отец или сын. Поэт продолжает повествование, рисуя страшную картину после боя:
Уже затихло все; тела Стащили в кучу; кровь текла Струею дымной по каменьям, Ее тяжелым испареньем Был полон воздух.. .
И опять же все эти ужасные события происходят на фоне спокойной и величественной природы Кавказа.
Окрестный лес, как бы в тумане, Синел в дыму пороховом.
Природа далека от войны, она не хочет принять жестокости, не понимает, зачем люди убивают друг друга столько веков подряд. Зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело, в мире царствует зло?