Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания. Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
– Мама, мы тебе водички принесли.
– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение
2. Сколько детей было у матери?
1) трое
2) двое
3) четверо
4) запиши свой вариант ответа
3. Почему заболела мать?
1) простыла
2) заразилась
3) от тяжёлой жизни
4) запиши свой вариант ответа
4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.
5. Подбери синоним к слову чум.
6. В какую птицу превратилась мать?
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?
1) русские
2) азербайджанцы
3) ненцы
4) запиши свой вариант ответа
8. Где происходили события?
1) в степи
2) в лесу
3) в пустыне
4) в тундре
9. Восстанови с цифр деформированный план прочитанного текста.
Превращение в птицу.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
Мать просит пить.
Не слушались дети матери.
Тяжело заболела мать.
Мать улетает.
Дети просят вернуться.
10. Определи главную мысль текста.
Размышляя над страницами "преступлеие и наказаие" в романе Достоевского звучит суровая критика буржуазного индивидуализма идеи сильной личности.Автор понял какую опсность для общества представляет деление человечества на обыкновеных и необыкновеных.Но почему же Достоевский сделал приверженцем теории господства над людьми не хищного преобретателя,а искреннего страдальца за униженнное человечество?
Потому что,Достоевскому важно было показать,что если на пути насилия становиться даже человек честный и добрый,измученный чужими страданиями он приносит зло и себе и другимюСтремление Раскольникого-гуманное,он мечтает избавить людей от невыносимых страдании,но его идея об разделии людей на "тварь дрожащую"и "имеющих право" антигуманистично,так как она может служить оправдвнием произвола и беззаконья.И не даром убив расстовщицу,чья жизнь с его точки зрения,не более жизни вши,Расскольников вынужден убить и добрую Лизавету.Автор показывает как одно преступление,неизбежно влечёт за собой другое.
«солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда… внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. птицы засыпают - не все вдруг - по : вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. в лесу всё темней да темней. деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки…»
подробнее - на -