Петровские реформы определили решительный перелом в русской жизни, Начался новый период истории России. Новый характер приобретает и литература, прежде всего поэзия. Это время формирования и расцвета классицизма, время утверждения русского просветительства. Конец столетия ознаменован появлением писателей-сентименталистов и стремлениями к демократизации поэзии.
Русская литература 18в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (русская классическая литература 19 века)
«Глаголом жечь сердца людей»
А.С.Пушкин
19 век- век расцвета русской классической литературы, в котором с наибольшей полнотой проявилось её национальное своеобразие и в котором её общечеловеческое значение было признано всем светом.
«Гигант Пушкин- величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой… Достоевский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в 19 веке, но и поражающее разнообразие их».
А.М.Горький
Постановка важнейших социальных и нравственных вопросов, глубокое содержание, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили её влияние на литературу всего мира.
Русская литература 19 века обогатила мировую культуру новым пониманием человека, она дала новые формы словесного искусства и неизмеримо повысила уровень нравственных притязаний человечества, открыто и во всеуслышание сказав о безграничности бытия и духовных возможностях людей.
Классическая литература- канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
20 век- век военных и революционных потрясений- вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
На рубеже 19- 20 веков сохранялась традиция русской классической литературы, которая достигла вершины и ,казалось, предела в своём развитии. Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Особенно бурно в это время стала развиваться поэзия, получившая название поэзии Серебряного века. Поэзия была представлена разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. В острой полемике одно течение сменялось другим. Приверженцы символизма- В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Блок, К.Бальмонт и др. Акмеисты- С.Городецкий, Н.Гумилёв, М.Кузмин, А.Ахматова и др. Футуристы- Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Кручёных, В.Каменский, В.Маяковский и др.
После Октябрьской революции 1917 года одни крупные поэты остались в Стране Советов, другие оказались за рубежом. Судьбы всех были необычайно трудными. Кончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева. Были расстреляны или погибли в лагерях Н.Гумилёв, Н.Клюев, О.Мандельштам, Б.Корнилов, И.Бабель, Б.Пильняк и др. Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн,, А.Толстой, И.Шмелёв, М.Цветаева и др.(некоторые позднее вернулись на Родину).
В литературе 20-х годов господствовала тема Гражданской войны, с 1930 года началось художественное осмысление свершившихся в стране событий (М.Горький, М.Шолохов, А.Толстой, Н.Островский, Я.Смеляков, Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Твардовский и др.).
С 1941 года главная тема- Великая Отечественная война и народный подвиг (М.Шолохов, Б.Полевой, А.Фадеев, А.Твардовский, К.Симонов и др.).
Позднее о ВОВ напишут Ю.Бондарев, В.Закруткин, В.Быков, В.Некрасов и др.
В литературу в период «оттепели» приходит новое поколение писателей- В.Аксёнов, С.Залыгин, В.Дудинцев, И.Бродский, Ю.Домбровский, Ю.Трифонов, А.Солженицын и др.
Развивается драматургия (А.Арбузов, А.Вампилов, В.Розов, А.Володин, Е.Шварц и др.
как-то фридрих шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ поэта-романтика фридриха шиллера. он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой жизни. современники шиллера полностью утратили искренность и открытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. шиллер был против расцвета такого кричащего индивидуализма и неверия.
драма “разбойники” — это первое драматическое произведение шиллера. юному гению удалось создать интересную тему, которая и сегодня актуальна. в драме показано противостояние сыновей графа моора — франца и карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. карл моор говорит так: “закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. узнав, что граф моор лишает его отцовского наследства, карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. юноша покидает общество, скрывается в богемском лесу и становится главарем разбойников. карл моор, графский сын, грабит богатых и знатных и изгоям и обездоленным. поведение юноши заставляет вспомнить героев народных о благородных разбойниках.
франц моор, брат карла, придерживается других принципов, шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. именно франц был причиной того, что отец лишил карла наследства. он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте карла. цель жизни франца — удовлетворение своих желаний. этот человек считает, что честность — удел бедных. франц моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. при необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. но в каждом проступке скрывается наказание. франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. франц моор не может пережить мук совести. страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. может показаться, что жизненная философия карла победила, но это не совсем так.
в финале драмы карла моора охватывают тяжелые сомнения. он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? карл понимает, что ошибся. за свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и амалии. карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. карл моор решает добровольно сдаться властям.
фридрих шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. в драме “разбойники” шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. по мнению фридриха шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С.Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.
А.С.Пушкин
Петровские реформы определили решительный перелом в русской жизни, Начался новый период истории России. Новый характер приобретает и литература, прежде всего поэзия. Это время формирования и расцвета классицизма, время утверждения русского просветительства. Конец столетия ознаменован появлением писателей-сентименталистов и стремлениями к демократизации поэзии.
Русская литература 18в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Имена
Феофан Прокопович
А.Д.Кантемир
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов
А.П.Сумароков
В.И.Майков
М.Д.Чулков
Н.И.Новиков
В.В.Тузов
М.М.Херасков
Д.И.Фонвизин
Г.Р.Державин
А.Н.Радищев
И.А.Крылов
Н.М.Карамзин
И.И.Дмитриев
Направления: классицизм, сентиментализм, усиление реалистических традиций.
Расцвет жанра оды, сатиры.
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (русская классическая литература 19 века)
«Глаголом жечь сердца людей»
А.С.Пушкин
19 век- век расцвета русской классической литературы, в котором с наибольшей полнотой проявилось её национальное своеобразие и в котором её общечеловеческое значение было признано всем светом.
«Гигант Пушкин- величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой… Достоевский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в 19 веке, но и поражающее разнообразие их».
А.М.Горький
Постановка важнейших социальных и нравственных вопросов, глубокое содержание, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили её влияние на литературу всего мира.
Русская литература 19 века обогатила мировую культуру новым пониманием человека, она дала новые формы словесного искусства и неизмеримо повысила уровень нравственных притязаний человечества, открыто и во всеуслышание сказав о безграничности бытия и духовных возможностях людей.
Классическая литература- канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
20 век- век военных и революционных потрясений- вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
На рубеже 19- 20 веков сохранялась традиция русской классической литературы, которая достигла вершины и ,казалось, предела в своём развитии. Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Особенно бурно в это время стала развиваться поэзия, получившая название поэзии Серебряного века. Поэзия была представлена разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. В острой полемике одно течение сменялось другим. Приверженцы символизма- В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Блок, К.Бальмонт и др. Акмеисты- С.Городецкий, Н.Гумилёв, М.Кузмин, А.Ахматова и др. Футуристы- Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Кручёных, В.Каменский, В.Маяковский и др.
После Октябрьской революции 1917 года одни крупные поэты остались в Стране Советов, другие оказались за рубежом. Судьбы всех были необычайно трудными. Кончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева. Были расстреляны или погибли в лагерях Н.Гумилёв, Н.Клюев, О.Мандельштам, Б.Корнилов, И.Бабель, Б.Пильняк и др. Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн,, А.Толстой, И.Шмелёв, М.Цветаева и др.(некоторые позднее вернулись на Родину).
В литературе 20-х годов господствовала тема Гражданской войны, с 1930 года началось художественное осмысление свершившихся в стране событий (М.Горький, М.Шолохов, А.Толстой, Н.Островский, Я.Смеляков, Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Твардовский и др.).
С 1941 года главная тема- Великая Отечественная война и народный подвиг (М.Шолохов, Б.Полевой, А.Фадеев, А.Твардовский, К.Симонов и др.).
Позднее о ВОВ напишут Ю.Бондарев, В.Закруткин, В.Быков, В.Некрасов и др.
В литературу в период «оттепели» приходит новое поколение писателей- В.Аксёнов, С.Залыгин, В.Дудинцев, И.Бродский, Ю.Домбровский, Ю.Трифонов, А.Солженицын и др.
Развивается драматургия (А.Арбузов, А.Вампилов, В.Розов, А.Володин, Е.Шварц и др.
как-то фридрих шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ поэта-романтика фридриха шиллера. он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой жизни. современники шиллера полностью утратили искренность и открытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. шиллер был против расцвета такого кричащего индивидуализма и неверия.
драма “разбойники” — это первое драматическое произведение шиллера. юному гению удалось создать интересную тему, которая и сегодня актуальна. в драме показано противостояние сыновей графа моора — франца и карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. карл моор говорит так: “закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. узнав, что граф моор лишает его отцовского наследства, карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. юноша покидает общество, скрывается в богемском лесу и становится главарем разбойников. карл моор, графский сын, грабит богатых и знатных и изгоям и обездоленным. поведение юноши заставляет вспомнить героев народных о благородных разбойниках.
франц моор, брат карла, придерживается других принципов, шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. именно франц был причиной того, что отец лишил карла наследства. он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте карла. цель жизни франца — удовлетворение своих желаний. этот человек считает, что честность — удел бедных. франц моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. при необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. но в каждом проступке скрывается наказание. франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. франц моор не может пережить мук совести. страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. может показаться, что жизненная философия карла победила, но это не совсем так.
в финале драмы карла моора охватывают тяжелые сомнения. он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? карл понимает, что ошибся. за свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и амалии. карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. карл моор решает добровольно сдаться властям.
фридрих шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. в драме “разбойники” шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. по мнению фридриха шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.