Прочитайте отрывок из повести гоголя ночь перед рождеством определите роль данного эпизода в произведение для подтверждения собственных идей используйте цитаты
Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Пророк» «Пророк» считается шедевром пушкинской духовной лирики. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился. Метафорой «пустыня мрачная» поэт точно определил свое восприятие земной жизни, но духовная жажда - это предчувствие Иного знания. Духовная жажда вызвала посланника Божьего. Смысл его появления - в духовном преображении поэта: И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами, легкими как сон, Моих зениц коснулся он, Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Поэт говорит о том действии, которое производит серафим для пробуждения духовного зрения, духовного слуха. Перед нами вертикальная картина мироздания: от горнего (высшего) до дольнего (низшего) , от ангелов до немой природы (лозы) . Весь мир открылся перед поэтом, все мироздание целиком. Поэт-пророк все видит и все слышит: Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Есть особое состояние, при котором, образно говоря, слышно, как «в поле трава растет» . - «Дольней лозы прозябанье» похоже на него. Но это еще не все, недостаточно иметь иное знание, нужно что-то еще: И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой. Да, речь поэта не должна быть празднословной и лукавой, поэт выбирает очень точный символ для обозначения качества языка поэта: «жало мудрыя змеи» как символ мудрости. «Будьте мудры, как змии... » (такие слова Христа есть в Евангелии от Матфея) . И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул 262 И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Внутреннее знание дается не просто, человек должен заслужить его, выстрадать. Страдание очищает, дает другой взгляд на мир. «И само пылающее сердце вряд ли когда-нибудь даст покой своему обладателю» . Исследователи отмечали, что Пушкин заимствовал сюжет «Пророка » из Ветхого Завета, из книги пророка Исайи. Вот это место: «И тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий угль, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Исайя, 6, 6-8)». Нельзя сказать, что Пушкин полностью использовал этот эпизод, точнее, он взял всего одну деталь, но дал ей в своем стихотворении совсем другое звучание. «Пророк» - это модель измененного сознания, в котором открывается высшее предназначение творческой личности. Но узреть пророческое служение - это еще не все; сколько людей, испытав подобный опыт, прославляли свою гордыню, а Пушкин находит очень точный образ, чтобы передать свое смирение перед Высшим знанием: Как труп в пустыне я лежал.. . Только глас Бога превращает человека в истинного творца, пророка, избранного для служения людям самим Вседержителем: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Здесь Пушкин использует старославянизмы (восстань, виждь, внемли) , попробуем заменить их синонимами (вставай, пророк, смотри и слушай) - разница огромная. Высокие слова, использованные поэтом, должны были подчеркнуть, утвердить идею пророческого служения поэта. «Исполнись волею моей» , - услышал Пушкин глас свыше и оставил как завет всей русской литературе: «Веленью Божьему, о муза, будь послушна» .
ЗАКОНЫ -1- И изрек Бог все слова сии, говоря:Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом[Моим]. -2- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих [Меня], и творящий милость до тысячи родов любящим [Меня] и соблюдающим заповеди Мои. -3- Не произноси aSvn (не принимай, не носи) имени Господа, Бога твоего, напрасно a_w/Vv (ложно), ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит aSvn (принимает, носит) имя Его напрасно a_w/Vv (ложно). -4- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. -5- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. -6- Не убивай. -7- Не прелюбодействуй. -8- Не кради. -9- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. -10- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
«Пророк» считается шедевром пушкинской
духовной лирики.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.
Метафорой «пустыня мрачная» поэт точно определил свое восприятие
земной жизни, но духовная жажда - это предчувствие Иного
знания. Духовная жажда вызвала посланника Божьего. Смысл его
появления - в духовном преображении поэта:
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами, легкими как сон,
Моих зениц коснулся он,
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Поэт говорит о том действии, которое производит серафим для
пробуждения духовного зрения, духовного слуха. Перед нами вертикальная
картина мироздания: от горнего (высшего) до дольнего
(низшего) , от ангелов до немой природы (лозы) . Весь мир открылся
перед поэтом, все мироздание целиком. Поэт-пророк все видит
и все слышит:
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Есть особое состояние, при котором, образно говоря, слышно,
как «в поле трава растет» . - «Дольней лозы прозябанье» похоже на него.
Но это еще не все, недостаточно иметь иное знание, нужно что-то еще:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Да, речь поэта не должна быть празднословной и лукавой, поэт
выбирает очень точный символ для обозначения качества языка поэта:
«жало мудрыя змеи» как символ мудрости. «Будьте мудры, как
змии... » (такие слова Христа есть в Евангелии от Матфея) .
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
262
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Внутреннее знание дается не просто, человек должен заслужить
его, выстрадать. Страдание очищает, дает другой взгляд на мир. «И само
пылающее сердце вряд ли когда-нибудь даст покой своему обладателю» .
Исследователи отмечали, что Пушкин заимствовал сюжет «Пророка
» из Ветхого Завета, из книги пророка Исайи. Вот это место:
«И тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий
угль, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст
моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено
от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего:
кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли
меня (Исайя, 6, 6-8)». Нельзя сказать, что Пушкин полностью
использовал этот эпизод, точнее, он взял всего одну деталь, но дал ей
в своем стихотворении совсем другое звучание.
«Пророк» - это модель измененного сознания, в котором открывается
высшее предназначение творческой личности. Но узреть
пророческое служение - это еще не все; сколько людей, испытав подобный
опыт, прославляли свою гордыню, а Пушкин находит очень
точный образ, чтобы передать свое смирение перед Высшим знанием:
Как труп в пустыне я лежал.. .
Только глас Бога превращает человека в истинного творца, пророка,
избранного для служения людям самим Вседержителем:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Здесь Пушкин использует старославянизмы (восстань, виждь,
внемли) , попробуем заменить их синонимами (вставай, пророк, смотри
и слушай) - разница огромная. Высокие слова, использованные поэтом,
должны были подчеркнуть, утвердить идею пророческого служения
поэта. «Исполнись волею моей» , - услышал Пушкин глас свыше
и оставил как завет всей русской литературе: «Веленью Божьему,
о муза, будь послушна» .
-1-
И изрек Бог все слова сии, говоря:Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом[Моим].
-2-
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих [Меня], и творящий милость до тысячи родов любящим [Меня] и соблюдающим заповеди Мои.
-3-
Не произноси aSvn (не принимай, не носи) имени Господа, Бога твоего, напрасно a_w/Vv (ложно), ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит aSvn (принимает, носит) имя Его напрасно a_w/Vv (ложно).
-4-
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
-5-
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
-6-
Не убивай.
-7-
Не прелюбодействуй.
-8-
Не кради.
-9-
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
-10-
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.