Прочитайте фрагмент литературоведческой статьи, посвящённой поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Кратко сформулируйте особенности композиции поэмы. Запишите свой ответ.
У поэмы А. Т. Твардовского необычная структура. Она состоит из 30 глав, 25 из которых посвящены событиям «жизни на войне» солдата Василия Ивановича Тёркина; четыре, с одинаковым названием «от автора», являются лирическими отступлениями на различные темы, связанные с войной; и одна глава, «о себе», содержит сведения о создателе Тёркина.
Таким образом, ткань повествования представлена разрозненными стихотворными рассказами о событиях, на первый взгляд не связанных между собой, так как нет плавных переходов от одного эпизода к другому. Автор высвечивает героя в какой-то определённый момент, будь то переправа или бой с немцем, или задушевная беседа с товарищами во время долгожданного отдыха, а затем «гасит прожектор» до следующего яркого события в «биографии» героя.
Такое построение художественного текста называют фрагментарной композицией. Не связаны эпизоды между собой, конечно, только на первый взгляд: все они объединены фигурой главного героя «Книги про бойца» — Василия Тёркина.
Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив. В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений. Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается? В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.