Прочитайте эпизод из рассказа В. Набокова «Рождество». Озаглавьте его. Составьте сложный
план отрывка. Определите отношение автора к герою. Докажите своё мнение цитатами из
текста.
"После обеда он поехал туда, в старых санях с высокой прямой спинкой. На морозе туго хлопала
селезенка вороного мерина, белые веера проплывали над самой шапкой, и спереди серебряной
голубизной лоснились колеи. Приехав, он около часу у могильной ограды, положив тяжелую
руку в шерстяной перчатке на обжигающий сквозь шерсть чугун, и вернулся домой с чувством легкого
разочарования, словно там, на погосте, он был еще дальше от сына, чем здесь, где под снегом
хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий.
Вечером, сурово затосковав, он велел отпереть большой дом. Когда дверь с тяжелым рыданием
раскрылась и пахнуло каким-то особенным, не зимним холодком из гулких железных сеней, Слепцов
взял из рук сторожа лампу с жестяным рефлектором и вошел в дом один. Паркетные, полы тревожно
затрещали под его шагами. Комната за комнатой заполнялись желтым светом; мебель в саванах
казалась незнакомой; вместо люстры висел с потолка не звенящий мешок, и громадная тень Слепцова,
медленно вытягивая руку, проплывала по стене, по серым квадратам занавешенных картин.
Войдя в комнату, где летом жил его сын, он поставил лампу на подоконник и наполовину отвернул,
ломая себе ногти, белые створчатые ставни, хотя все равно за окном была уже ночь. В темно-синем
стекле загорелось желтое пламя -- чуть коптящая лампа, и скользнуло его большое, бородатое лицо.
Он сел у голого письменного стола, строго, исподлобья, оглядел бледные в синеватых розах стены,
узкий шкап вроде конторского, с выдвижными ящиками снизу доверху, диван и кресла в чехлах, и
вдруг, уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к
холодному пыльному дереву и цепляясь руками за крайние углы.
В столе он нашел тетради, расправилки, коробку из-под английских бисквитов с крупным
индийским коконом, стоившим три рубля. О нем сын вспоминал, когда болел, жалел, что оставил, но
утешал себя тем, что куколка в нем, вероятно, мертвая. Нашел он и порванный сачок -- кисейный
мешок на складном обруче, и от кисеи еще пахло летом, травяным зноем."
Образ Павла Ивановича Чичикова раскрывается преимущественно через общение с другими героями.
Однако Н. В. Гоголь прибегает и к приемам характеристики через предмет и к внутреннему монологу как средству характеризации персонажа.
Можно упомянуть, например, знаменитую шкатулку Чичикова, подробное описание которой дается и в первой главе, и в эпизоде посещения Павлом Ивановичем имения Коробочки, и во втором томе, когда, находясь под следствием, Чичиков, постоянно вспоминает об этой шкатулке.
В ней для Павла Ивановича сосредоточилось все, чего он смог добиться в жизни, плоды "трудов".
Условия, в которых формировался Павел Иванович, заставили его скрывать свои эмоции и желания, заставили сначала думать, затем действовать, сделали его расчётливым и предприимчивым. В Чичикове нет эмоциональности, нет бесшабашности, нет глупости, нет “жизни через край”. Герой новой эпохи, эпохи эгоизма и расчёта, лишён сильных эмоций. Эти мысли возникают и в момент чтения главы о Ноздрёве. Глава представляет Ноздрева, но многое раскрывает и в натуре главного героя -Чичикова.
Найденные рога и черепа также могут послужить хорошим украшением. Особо крупные экземпляры, хотя и не являются охотничьим трофеем, могут демонстрироваться на выставках вне конкурса. Сброшенные рога, если они парные, могут заменить небольшие или испорченные, при изготовлении чучела.
Из целых неповрежденных сброшенных рогов оленей и лосей делают люстры и настенные вешалки (рис. 22), а иногда даже и мебель, хотя она редко получается красивой.
Сначала рог необходимо очистить. Практически всегда бороздки рога забиты грязью и смолой хвойных деревьев. Забившуюся в бороздки смолу размягчают скипидаром, вычищают деревянными палочками, щеткой (не металлической) и окончательно протирают бороздки тряпкой.
Если рог потерял первоначальный цвет, его обрабатывают морилкой или раствором перманганата калия (марганцовкой) до получения окраски нужной интенсивности. Кончики и выступающие части рельефа (гребни и "жемчужины") должны быть светлыми, поэтому после покраски их поверхности слегка зачищают мелкой наждачной бумагой.