Прочитайте эпизод из рассказа К.Г. Паустовского « Телеграмма»Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.– Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.– Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! Проанализируйте эпизод по плану. План анализа эпизода1. Дать название эпизоду2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.3.Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:· кто они?· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?4.Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания5.Охарактеризовать героев - участников эпизода( какие они)6. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.Для чего автор использует описание портрета, пейзажа, интерьера7.Сформулировать основную мысль (идею) эпизода *
Куприн: "Русский язык в умелых руках и в опытных устах - КРАСИВ, ПЕВУЧ, ВЫРАЗИТЕЛЕН, ГИБОК, ПОСЛУШЕН, ЛОВОК и ВМЕСТИТЕЛЕН".
Толстой: "Русский язык! Тысячелетия создавал народ это ГИБКОЕ, ПЫШНОЕ, НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТОЕ, УМНОЕ, ПОЭТИЧЕСКОЕ и ТРУДОВОЕ орудие своей социальной жизни, .."Разные писатели употребляют различные эпитеты. Ну для примера вот парочка: могучий язык, великий язык, живой язык, громкий язык.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все! " стихи о девочке, которая прелестна во дворе, но совершенно груба с родными дома.
"Драмкружок, кружок по фото... " стихи о девочке-болтунье
ЧТО ДЕЛАТЬ С АЛЕКСЕЕМ?
Что делать с Алексеем?
Он до того рассеян!
Он ворота школьные
Принял за футбольные.
Беда с ним, да и только!
Уроки учит редко
И говорит, что тройка —
Прекрасная отметка.
Не раз его стыдили,
К директору водили
И объясняли долго,
Что значит чувство долга…
Но он привык к упрёкам —
Дремал он за уроком.
Вдруг села с ним девчонка.
Она над ним хохочет,
То засмеётся звонко:
— Смотрите, вот так почерк! —
То шепчет: — Лежебока!
Пришёл к концу урока!
Не сдал он в понедельник
Домашнюю работу,
Она кричит: — Бездельник!
Не сдаст он и в субботу!
Закрылся он тетрадкой —
Хотел зевнуть украдкой,
Она смеётся снова!
А что же тут смешного? !
Теперь девчонка эта
Сживёт его со света!
Нет, он её проучит:
Он в четверти получит
Назло своей соседке
Отличные отметки.
Вот он исправит почерк —
Пускай тогда хохочет!
>>Вернуться к списку стихов
СЕРЁЖА УЧИТ УРОКИ
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь —
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро,
Часам примерно к четырём
Он вспомнил про озёра.
Он взял опять свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжкин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Серёжкина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать! —
Вдруг он сказал сердито. —
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучил озёр!