Прочитайте 1-й абзац повести: какой человек описывает природу — холодный, равнодушный, циничный или чутко воспринимающий красоту мира, жаждущий и к радости жизни? Обоснуй ответ.
Маша миронова — та самая капитанская дочка, именем которой названо произведение а. с. пушкина. этот женский образ необыкновенно привлекателен, но его привлекательность и обаяние раскрываются далеко не сразу. при первой встрече с героиней мы видим обыкновенную «круглолицую, румяную» девушку «лет осьмнадцати» . петру гриневу, от имени которого ведется повествование, марья ивановна с первого взгляда не понравилась, но ведь он смотрел на нее с предубеждением: швабрин описал машу «совершенною дурочкою» , робкой и несмелой. она вела уединенный образ жизни, и никто не мог даже предположить, что судьба уготовила этой девушке и неожиданные встречи, и тяжелые испытания, которым по- настоящему раскроется ее необыкновенный характер. чем больше гринев узнает капитанскую дочку, тем большей симпатией к ней проникается (а вслед за ним и мы) : с детства привычная к жизни в солдатском окружении, маша, тем не менее, выросла тонкой, чувствительной девушкой. в ней развились самостоятельный ум, смелость, способность к глубоким искренним чувствам и сила отстаивать свои убеждения. несмотря на то что женихи действительно не стояли в очереди, маша ответила отказом на предложение швабрина стать его женой. ее чистая, открытая душа не могла принять замужества с нелюбимым человеком, пусть даже он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние» . «ни за какие благополучия» не согласна она на брак по расчету. зато, полюбив по-настоящему, она не скрывает своих чувств и открыто, «безо всякого жеманства» , признается петру гриневу (в ответ на его объяснение) в своей «сердечной склонности» к нему. она уверена, что ее родители «будут рады ее счастью» , но ни за что не соглашается выйти замуж без благословения родителей жениха. все эти поступки говорят о ее высокой нравственности и силе характера. в жизни маши не раз случались серьезные испытания, но она старалась не терять самообладания. например, когда после захвата крепости пугачевым и казни ее родителей машу приютила попадья, а швабрин, запугав попа с попадьей, забрал ее и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж, девушка нашла способ отправить гриневу письмо с просьбой об освобождении. конечно, гринев не оставил любимую девушку в трудную минуту, но в каком обличье приходит долгожданное спасение! при виде пугачева машу охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и. в то же время своего избавителя. нервы бедной девушки не выдержали, и вместо слов «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» . пугачев, благословив, отпустил петра с машей, и гринев отправил девушку к своим родителям, которые хорошо приняли девушку, потому что «видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить ». вскоре петра арестовали. именно после ареста гринева проявились лучшие душевные качества героини. маша сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновницей всех несчастий. такая робкая поначалу, эта девушка оказалась способной ради любви и дружбы на настоящий героизм. маша отправилась в петербург, сказав родителям гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и усильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность. во время встречи с императрицей и раскрывается характер маши по-настоящему: скромная и робкая девушка проявила решительность и завидную твердость духа, чему добилась освобождения своего жениха. встречаясь с машей мироновой на протяжении всего произведения, нельзя не восхищаться ее отзывчивостью, умением сострадать, любить и прощать, готовностью идти на любые жертвы и совершать самые смелые поступки ради любви и дружбы.
Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Поэтика Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная: Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.