Проанализируйте отрывок из произведения В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Определите, какую роль в раскрытии идейного содержания рассказа играет этот эпизод. Используйте цитаты из произведения для подтверждения своих аргументов.
Взрослые обходили скверик. Только по перрону вдоль низенькой оградки бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. У него было оплывшее, свинцовое лицо, он глядел себе под ноги и молчал.
Время от времени появлялся милиционер Ваня Душной, степенный парень с застывшей миной - "смотри ты у меня!".
- Никто не выполз? - спрашивал он у начальника станции.
А тот не отвечал, проходил мимо, не подымал головы.
Ваня Душной следил, чтоб куркули не расползались из скверика - ни на перрон, ни на пути.
Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками "бунтарей", кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз.
Начальник станции - "красная шапочка" - однажды повернулся в нашу сторону воспаленно-темным лицом, долго глядел, наконец изрек то ли нам, то ли самому себе, то ли вообще равнодушному небу:
- Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..
Долго выдержать сквера мы не могли, отрывались от него, глубоко дыша, словно проветривая все закоулки своей отравленной души, бежали в поселок.
Туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню:
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
страна встает со славою
на встречу дня...
Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.
Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.
Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая.
Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.
А. я стоял в стороне и - нет, не ревел вместе с ней - боялся, надо мной засмеются прохожие МНЕ ПРЯМ СЕЙЧАС НАДО
трилогия «кочевники» посвящена пятивековой казахского ханства (xv—xix века), официальной правопреемницей коего считается республика казахстан. как отмечал казахский филолог к. к. аралбаев,
во многих ситуациях документы и материалы являются для писателя фоном. события же разворачиваются по-своему[3]. «заговорённый меч»[4] (xv—xvi века) описывает времена формирования казахского ханства. когда абулхайыр[5], жанибек[6] и керей[7] начинают борьбу за трон; когда у казахов вызревает идея более тесного объединения жузов (родовых групп).«отчаяние»[8] (хvіі — хvііі века) описывает борьбу казахского народа с захватчиками из других стран, а также перипетии перехода казахов в подданство российской империи. в романе подробно описываются героические подвиги абылай-хана[9] на пути к созданию независимого казахского ханства[10] — и, в частности, победа казахского народа над джунгарскими[11] захватчиками, добытая абылаем…«хан кене»[12] (хvііі — xix века). в центре повествования — последний хан трех жузов кенесары касымулы[13]. личности[править | править код]все основные герои романа являются , реальными личностями: от великих предводителей, начиная с чингисхана, и заканчивая кенесары касымулы и малоизвестными батырами великой степи. главные действующие лица:
«заговорённый меч» — абулхайыр-хан, жанибек и керей, касым-хан, бурундук-хан, асан-кайгы, орак-батыр«отчаяние» — хакназар-хан, тауекель хан, есим хан, абылай-хан, богенбай-батыр, кабанбай-батыр, баян-батыр, бухар-жырау,«хан кене»[14] — кенесары касымулы, агыбай-батыр, иман-батыр и ещё многие-многие люди, чьи имена остались в .