Проанализируйте одно стихотворение на выбор О. Э. Мандельштама по плану:
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Из учебника литературы (или дополнительных источников) выясните жизненную основу данного стихотворения, кому оно посвящено.
3. Выясните для себя, каково было интеллектуальное и творческое воздействие среды, в которой сочинял автор.
4. Обратите внимание на художественные истоки произведения.
5. Рассмотрите систему образов.
6. Обратите внимание на особенности стихотворной речи: ритмику, рифму, строфику, композицию.
7. Звукопись (аллитерация, анафора фонетическая, ассонанс).
8. Определите стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
9. Определите, какие изобразительно-выразительные средства и приёмы использовал автор для создания образной системы стихотворения.
10. Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта.
В этом стихотворении поэт описывает приход зимы, первого морозца, появление белого пушистого снега, накрывшего и лес, и поля,
И под утро поле точно побелело
Словно пеленою все его одело...
А лес укрылся "чудной шапкой"и заснул под нею "крепко, непробудно".
Поэт описывает не только природу, но и быт крестьян. Зима принесла свои заботы: надо запрягать лошадей в сани, утеплять жилища снаружи соломой, заготовить дрова, сено.
Зато сколько радости для зимних игр детворы- "Горы снеговые строят ребятишки"
В стихотворении Сурикова - яркий образ русской зимы, которая приносит в жизнь деревенских людей и свои заботы, и радости.