Проанализируйте эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»:
Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными
руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед
выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо
своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан,
до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в
салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна
Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку,
кивнула ему и сказала:
— Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый
мсье Пьер, — сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз
свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите,
какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ,
равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в
переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо
на нее в лорнет.
— Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной
Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между
Анатолем и золовкой маленькой княгини.
— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней
и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал
полушепотом что-то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью
и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они
понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь
и слушала смеясь.
План анализа:
1. Место и роль эпизода в композиции произведения
2. Тема эпизода
3. Герои
4. Связь с другими эпизодами
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения через обстоятельства, конфликт, описания, монолог, диалог
6. Манера повествования, ключевые слова, особенности языка, средства художественной выразительности
7. Образ автора, авторская позиция
Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа.
Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.
Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.