Проанализировать письменно один из эпизодов комедии по плану 1. события эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
2. проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
3. герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
4. мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой пьесы:
— основной конфликт диалогов и монологов героев.
— речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
5. наличие авторских ремарок и их смысл. отражение в эпизоде
идейно-эстетических взглядов автора. подтекст эпизода.
6. своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
7. эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
8. отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
9. связь эпизода с направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
1. действие первое, явление v.
2. действие второе, явление vi.
3. действие третье, явление i.
4. действие четвёртое, явление vii.
5. действие пятое, явление iv. комедия недоросль
Там, где мой народ, к несчастью, был (Реквием)
И мы сохраним тебя, русская речь,
Могучее русское слово ("Мужество")
- Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницы жар,
Отыми и ребенка, и друга("Молитва")
- Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился гордый дух."Когда в тоске самоубийства " или"Мне голос был")
- Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. ("В Царском селе")
Рассмотрим повесть “Капитанская дочка” в качестве исторического произведения . Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя ведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести, долга и совести. “Капитанская дочка” построена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Для главного героя Гринева на первом плане находятся личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют особой ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Дистанции между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу возвысившейся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян). Построение повести традиционно для исторического произведения . Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события играют роль фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, “Капитанская дочка” не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.