а начало этой традиции следует отнести к пятидесятым прошлого века тогда почти одновременно выходят в свет "детство" (а затем "отрочество" и "юность") льва толстого, "семейная хроника" и "детские годы багрова внука" с т аксакова они стали событиями тогдашней жизни примечательна такая деталь - для льва толстого это был дебют, ему было тогда 24 года, в то время как аксакову уже перевалило за 60 уже при своем рождении в этот жанр как бы подчеркнул, что ему "все возрасты покорны"
первые повести льва толстого позволили н чернышевскому сделать проницательный вывод "две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства всегда останутся существенными чертами его таланта " а герцен по поводу произведений аксакова заметил, что они "узнать наше неизвестное прошедшее"
традиция этого жанра была продолжена затем "пошехонской стариной" м е салтыкова-щедрина, позднее - "детством темы" н. гарина-михайловского, "детством никиты" а толстого в 1913 году появляется "детство" м. горькогопервая часть его автобиографической трилогии. это было принципиально новым явлением в традиции о детстве. до сих пор в них повествовалось о благополучном детстве, детстве счастливом, где господствуют любовь и у горького все начиналось со страшной картины: на полу полутемной тесной комнаты лежит мертвый отец. рядом - мать. внезапно у матери начинаются роды. тут же - на а затем приезд в нижний, в семью дегда и тогда началась для маленького алеши пешкова обильная "жестокостью темная жизнь" "неумного племени". теперь в центре произведения не радости детства, не счастливое открытие светлого мира, а наоборот ужасы "свинцовых мерзостей", окружавшие ребенка из городских
но не только кошмар растоптанного социальной несправедливостью детства изображал писатель. горький одновременно раскрыл и другое; как сквозь пласт насилия и невежества, нищеты и издевательств над человеком "все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе, человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой".
этот горьковский принцип изображения жизни народа во всей беспощадной правдивости и в то же время с твердой верой в творческую мощь народа и его стремление к свободе станет одним из краеугольных камней новой советской , станет ее традицией. она, эта традиция, была продолжена и развита в произведениях к. паустовского, в. катаева, в. смирнова и других писателей, но особенно - уф. гладкова.
о творческом претворении горьковской традиции в автобиографических повестях ф. гладкова написано немало специальных работ, и читатель легко может с ними познакомиться. подчеркнем, однако, ч го это было не ученическое, а творческое, т. е. художественно-самостоятельное развитие писателем того, что было открыто горьким. в "повести о детстве" совершенно новый, неисследованный пласт народной жизни - детство деревенского мальчика из бедной семьи в последние годы прошлого века. и это не город, как у горького, а далекая деревня в глубине тогдашней саратовской губернии. напомним читателю некоторые факты из творческой биографии художника.
федор васильевич гладков, - один из зачинателей советской , автор многих и многих книг, сыгравших видную роль в духовной жизни нашего общества.
писатель родился в 1883 году в саратовской губернии в селе чернавка (ныне оно входит в пензенскую область). в старых, прошлого века, указателях стояло: с. чернавка. дворов - 67, душ - 252. мы потому напоминаем эти детали, что они имеют самое непосредственное отношение к "повести о детстве". ведь в ней и описана та старая чернавка, какой она была девяносто лет назад. маленький федя из этой книги - федя гладков, родившийся в бедной старообрядческой семье. дед фома, бабушка анна, отец василий, мать настя - это не только персонажи "повести о детстве", но и реальные люди - семья будущего писателя. и если читатели этой книги будут любознательны, то они в вышедших в последние годы книгах ("воспоминания о ф. гладкове" и исследование б. брайниной "талант и труд") найдут фотографии родных писателя и дома, в котором он родился. они увидят и деда фому, точно такого же, как его описал гладков: маленького, сухонького, с большой белой бородой, с острыми и деспотичными чертами и бабушку анну, и отца но особенно задержится читатель на портрете. анастасии михайловны гладковой - матери писателя. простое лицо крестьянки, не то чтоб писаной красавицы, но чем-то неизъяснимо приятное, открытое, дышащее большой душевной силой.
тема любви часто затрагивается в творчестве а.и. это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «олеся» и «гранатовый браслет».
повесть «олеся» - раннее произведение , написанное в 1898 году. здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
олеся – человек чистой души. она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. иван тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем раскрыть сущность их характеров. перед нами предстает драма неравной любви персонажей. олеся – девушка искренняя, она любит ивана тимофеевича всей душой. искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. иван тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. в его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. иван тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит олесю перед выбором. иван тимофеевич готов заставить выбирать олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
а начало этой традиции следует отнести к пятидесятым прошлого века тогда почти одновременно выходят в свет "детство" (а затем "отрочество" и "юность") льва толстого, "семейная хроника" и "детские годы багрова внука" с т аксакова они стали событиями тогдашней жизни примечательна такая деталь - для льва толстого это был дебют, ему было тогда 24 года, в то время как аксакову уже перевалило за 60 уже при своем рождении в этот жанр как бы подчеркнул, что ему "все возрасты покорны"
первые повести льва толстого позволили н чернышевскому сделать проницательный вывод "две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства всегда останутся существенными чертами его таланта " а герцен по поводу произведений аксакова заметил, что они "узнать наше неизвестное прошедшее"
традиция этого жанра была продолжена затем "пошехонской стариной" м е салтыкова-щедрина, позднее - "детством темы" н. гарина-михайловского, "детством никиты" а толстого в 1913 году появляется "детство" м. горькогопервая часть его автобиографической трилогии. это было принципиально новым явлением в традиции о детстве. до сих пор в них повествовалось о благополучном детстве, детстве счастливом, где господствуют любовь и у горького все начиналось со страшной картины: на полу полутемной тесной комнаты лежит мертвый отец. рядом - мать. внезапно у матери начинаются роды. тут же - на а затем приезд в нижний, в семью дегда и тогда началась для маленького алеши пешкова обильная "жестокостью темная жизнь" "неумного племени". теперь в центре произведения не радости детства, не счастливое открытие светлого мира, а наоборот ужасы "свинцовых мерзостей", окружавшие ребенка из городских
но не только кошмар растоптанного социальной несправедливостью детства изображал писатель. горький одновременно раскрыл и другое; как сквозь пласт насилия и невежества, нищеты и издевательств над человеком "все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе, человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой".
этот горьковский принцип изображения жизни народа во всей беспощадной правдивости и в то же время с твердой верой в творческую мощь народа и его стремление к свободе станет одним из краеугольных камней новой советской , станет ее традицией. она, эта традиция, была продолжена и развита в произведениях к. паустовского, в. катаева, в. смирнова и других писателей, но особенно - уф. гладкова.
о творческом претворении горьковской традиции в автобиографических повестях ф. гладкова написано немало специальных работ, и читатель легко может с ними познакомиться. подчеркнем, однако, ч го это было не ученическое, а творческое, т. е. художественно-самостоятельное развитие писателем того, что было открыто горьким. в "повести о детстве" совершенно новый, неисследованный пласт народной жизни - детство деревенского мальчика из бедной семьи в последние годы прошлого века. и это не город, как у горького, а далекая деревня в глубине тогдашней саратовской губернии. напомним читателю некоторые факты из творческой биографии художника.
федор васильевич гладков, - один из зачинателей советской , автор многих и многих книг, сыгравших видную роль в духовной жизни нашего общества.
писатель родился в 1883 году в саратовской губернии в селе чернавка (ныне оно входит в пензенскую область). в старых, прошлого века, указателях стояло: с. чернавка. дворов - 67, душ - 252. мы потому напоминаем эти детали, что они имеют самое непосредственное отношение к "повести о детстве". ведь в ней и описана та старая чернавка, какой она была девяносто лет назад. маленький федя из этой книги - федя гладков, родившийся в бедной старообрядческой семье. дед фома, бабушка анна, отец василий, мать настя - это не только персонажи "повести о детстве", но и реальные люди - семья будущего писателя. и если читатели этой книги будут любознательны, то они в вышедших в последние годы книгах ("воспоминания о ф. гладкове" и исследование б. брайниной "талант и труд") найдут фотографии родных писателя и дома, в котором он родился. они увидят и деда фому, точно такого же, как его описал гладков: маленького, сухонького, с большой белой бородой, с острыми и деспотичными чертами и бабушку анну, и отца но особенно задержится читатель на портрете. анастасии михайловны гладковой - матери писателя. простое лицо крестьянки, не то чтоб писаной красавицы, но чем-то неизъяснимо приятное, открытое, дышащее большой душевной силой.
тема любви часто затрагивается в творчестве а.и. это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «олеся» и «гранатовый браслет».
повесть «олеся» - раннее произведение , написанное в 1898 году. здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
олеся – человек чистой души. она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. иван тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем раскрыть сущность их характеров. перед нами предстает драма неравной любви персонажей. олеся – девушка искренняя, она любит ивана тимофеевича всей душой. искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. иван тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. в его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. иван тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит олесю перед выбором. иван тимофеевич готов заставить выбирать олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.