Идея романа, по определению самого писателя, - показ "торжества демократизма над аристократией". Тургенев, всегда чутко прислушивавшийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе "Отцы и дети" типичный конфликт эпохи. Он показал борьбу "отцов" и "детей" на фоне жизни предреформенной России. Тургенев описал русскую деревню накануне 1861 года с ее нищетой, бескультурьем и невежеством. Он показал кризис жизни и барина, и мужика, общенациональную необходимость уничтожения крепостного порядка. На фоне нищей, рабской и мятежной России вырисовывается могучая фигура Базарова.Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав Базаровне появляется лишь в двух, в остальных - он главное действующее лицо. Все другие лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему Мировоззрению школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.
В начале рассказывается о Лизе и её отношениях с папой( с Кириллой Петровичем), что он обходился с Лизой со свойственным ему своенравием. Позже говорят о учителе французского языка,которого он приобрёл для Маши, и рассказывается, что он ему нравится! Потом он попросил Машу сказать учителю (мусье, как называл его Кирилла Петрович), чтобы она сказал ему, что К.П. его принимает, только с тем, чтоб он не волочился за его девушками... Маша смягчила грубые предложения отца. Потом, К.П. вынашивал план, как проверить француза. План был таков: проголодавшегося медведя запрут в комнате, привязав его верёвкой за кольцо, ввинчённое в стену. (Верёвка был длинная). Вообщем то впустили в эту комнату учителя и он вышел целым и невредимым, и из-за этого К.п. очень его хвалил, а так же Маша обратила на него внимание!
Потом он попросил Машу сказать учителю (мусье, как называл его Кирилла Петрович), чтобы она сказал ему, что К.П. его принимает, только с тем, чтоб он не волочился за его девушками... Маша смягчила грубые предложения отца.
Потом, К.П. вынашивал план, как проверить француза. План был таков: проголодавшегося медведя запрут в комнате, привязав его верёвкой за кольцо, ввинчённое в стену. (Верёвка был длинная). Вообщем то впустили в эту комнату учителя и он вышел целым и невредимым, и из-за этого К.п. очень его хвалил, а так же Маша обратила на него внимание!