• при каких художественных тропов автор рисует свободолюбивого марала; • используйте в ответе цитаты.
…Он вспомнил год. Тогда он вырвался, ушел. Как это случилось?.. Погнались за ним, чтобы прижать в углу и спутать, а он дерзким прыжком метнулся через изгородь и ускакал. Помнит, как до устали носился по полям. А через день его нашли и много-много всадников живым кольцом замкнули в сопках. Все ближе и ближе подвигались люди, а когда оцепили дугой, то погнали его в сад. Но Семилеток молнией сверкал по склонам сопок, ловко уклоняясь в самые опасные моменты, и ушел. Ушел совсем далеко, к снеговым вершинам. Люди на измученных, вспотевших лошадях кричали что-то долго и пронзительно, но, потерявши след, уехали. Много раз еще ловили Семилетка - и каждый раз он уходил: выносили молодые ноги.
Так половину лета прогулял Семилеток в горах. Рога его окрепли и засохли. Он уже не боялся обломать их в чаще. Остро отточенные звонкие ветви рогов внушали смелость и отвагу. Семилеток рыскал по полям, ища себе противника. Гулом звонкой меди отдавался его голос в диком камне. Но не было ответа Семилетку. Встанет он на выступе скалы, откинет голову и злобно крикнет в горы. Лес молчит. Ни звука. Только эхо перекинется из камня в камень и замрет. Марал бросается в волнении с горы в долину, а оттуда снова в гору и опять кричит. Один, один. Маралов человек переловил и запер по садам... Тоской и злобой вспыхивало сердце Семилетка...
Задание 3 (10 б.) - Оценка и сравнительный анализ
Сопоставьте произведения и напишите эссе на одну из предложенных тем (объем 110-130 слов). Выразите своё отношение к прочитанному, воспользуйтесь изобразительными средствами языка.
1. Какие общие темы и идеи раскрываются в стихотворении О. Сулейменова «Волчата» и в повести А.Е. Новосёлова «Санькин марал»?
2. Какие общие качества в образах зверей вы видите у У. Блейка и у А.Е. Новосёлова?
«Тигр» «Санькин марал»
Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий стук?
Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?
Разве можешь ты носиться ветром по полям, взлетать орлом на скалы? Разве можешь ты стоять вот так, как я, здесь, на безумной высоте гранита? Нет, ты не можешь, человек.
Гулом звонкой меди отдавался его голос в диком камне. Но не было ответа Семилетку. Встанет он на выступе скалы, откинет голову и злобно крикнет в горы. Лес молчит. Ни звука.
3. В чем похожи и чем отличаются берёзы в стихотворениях С. Есенина и А. Фета?
А.А. Фет «Печальная береза»
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей. (1842г.)
С.А. Есенин «Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (1913г.)
простой советский человек, потерявший в
трамвае свою галошу. «В трамвай вошел
— обе галоши стояли на месте. А вышел
из трамвая — гляжу, одна галоша здесь,
на ноге, а другой нету.. . И подштанники
на месте. А галоши нету» .
Бросившись на поиски галоши, герой
сразу же сталкивается с различными
трудностями, которые создают
чиновники. На вернуть галошу в
камере для потерянных вещей ему
говорят: «Нету, уважаемый товарищ, не
можем дать. Принеси удостоверение, что
ты действительно потерял галошу. Пущай
домоуправление заверит этот факт, и
тогда без излишней волокиты мы тебе
выдадим то, что законно потерял» .
Но и на этом мытарства бедняги не
заканчиваются. Абсурдность требований
чиновников доходит даже до того, что с
человека берут справку о невыезде. В
конце концов, злополучная галоша
находит своего владельца только через
неделю, но за это время он теряет
другую. Однако главный герой вовсе не
расстроен, наоборот, он почти счастлив,
потому что привык безропотно и
безвольно подчиняться. «Вот, думаю,
славно канцелярия работает. Сохраню
эту галошу на память. Пущай потомки
любуются» .