Философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням. Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта "Брожу ли я вдоль улиц шумных... "В стихотворении говорится о неизбежности смерти. Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению: Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-"Вновь я посетил... "Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое. Пушкин понимает, что его время и он смиренно приветствует новое поколение: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины. Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.
Особое место в творчестве Ф.Достоевского занимает произведение «Преступление и наказание» В центре романа образ Родиона Раскольникова, бывшего студента, разночинца, и, по сути, преступника -убийцы. Доведенный отчаянием, ведущий постоянную борьбу за свое существование против нищеты, страдающий за всех униженных и оскорбленных, главный герой совершает преступление, но преступление по теории, в основе которой –«кровь по совести», право действовать по принципу «право имею». Бедность и страшная нищета преследуют героя буквально с первых страниц. Комната его похожа на гроб, одежда похожа на лохмотья. Между тем образ главного героя не воспринимается читателем, как образ отрицательного персонажа. Автор любовно вырисовывает в нем черты человеколюбия и жертвенности, благородства и широты души, готовности прийти на каждому. Герой воспринимает чужую боль гораздо острее, чем свою. . Так, рискуя жизнью, он из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Родион не может равнодушно проходить мимо людских несчастий. В нем от природы ничего дурного и низкого. И только волею обстоятельств, доведенный до крайности, он становится совершить бессмысленное и жестокое двойное убийство. Фигура его глубоко трагична, теория «несостоятельна», и сам герой приходит к этому пониманию. Теория не выдерживает проверки жизнью, что тяготит и мучает героя, приводит к глубокому разочарованию героя, пониманию собственной ничтожности и слабости, дальнейшему отторжению героя от людей. Проблема возвышения одного человека над другим, принципа вседозволености, наполеонизма рухнула в один миг. Теория сближает героя с настоящими негодяями-Лужиным и Свидригайловым. Автор , глубоко сочувствуя герою, все же не оправдывает его. Луначарский писал,что Достоевский словно сам шел на преступление вместе с героем. Конечно, не и не может быть оправданию тому страшному преступлению, что совершил герой. Весь трагизм ситуации в том, что теория, которая была призвана вывести героя из тупика, заводит его в новый тупик, из которого нет выхода. Муки совести сильнее каторги .И читатель не может не сочувствовать герою, герою, попытавшемуся хоть что-то изменить, герою, ищущему выход из мира зла и страданий.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-"Вновь я посетил... "Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое. Пушкин понимает, что его время и он смиренно приветствует новое поколение:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины. Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.