Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве в семье участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году (впоследствии полностью реабилитированного).
В школьные годы Анатолий занимался в литературном кружке, печатался в журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда" (некоторые стихотворений были опубликованы в сборнике "Флажок", 1951).
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе с матерью Алексин был эвакуирован на Урал. Еще не достигнув совершеннолетия, он стал литературным сотрудником, а затем ответственным секретарем в ежедневной многотиражной газете "Крепость обороны" на строительстве гигантского алюминиевого завода. Этот автобиографический материал позднее вошел в ряд повестей Алексина ("В тылу как в тылу", "Ивашов", "Запомни его лицо" и др.).
В 1950 году окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей "Тридцать один день", определивший Алексина как создателя так называемой "юношеской повести".
В 1950-1966 годах Анатолий Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести "Саша и Шура", 1956; "Необычайные похождения Севы Котлова", 1958; "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле", 1965; "В стране вечных каникул", 1966 и др.).
Новый этап творчества Алексина начался с 1966 года. Он писал повести, рассказы и пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает, — взрослым читателям. Были опубликованы повести "А тем временем где-то" (1966), "Мой брат играет на кларнете" (1967), "Поздний ребенок" (1968), "Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин" (1969), "Звоните и приезжайте" (1972), "Действующие лица и исполнители" (1972), "Позавчера и послезавтра" (1974), "Третий в пятом ряду" (1975), "Безумная Евдокия" (1976), трилогия "В тылу как в тылу" (1978), "Раздел имущества" (1979), "Сердечная недостаточность" (1979), "Дневник жениха" (1980), "Домашний совет" (1980), "Здоровые и больные" (1982), "Сигнальщики и горнисты" (1982), "Игрушка меня, мама" (1989) и др.
В этот же период вышли пьесы "Молодая гвардия" (по роману Александра Фадеева), "Обратный адрес", "Десятиклассники", а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям "Звоните и приезжайте", "Пойдем в кино", "Поздний ребенок" и др.
Признанный и публикой и критикой (в том числе зарубежной — произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность. В 1970-1989 годах был секретарем Союза писателей РСФСР, членом редколлегии журнала "Юность", заместителем председателя Советского комитета защиты мира, президентом ассоциации "Мир — детям мира" и др.
Вел популярную телепередачу "Лица друзей".
С 1993 года писатель жил в Израиле, с 2011 года — в Люксембурге.
Среди его позднейших произведений — детская остросюжетная повесть "Покойник оживает и начинает действовать. (Вторая очень страшная история)" (1992), роман-хроника "Сага о Певзнерах" (1994) о судьбах еврейской семьи в России, книга воспоминаний "Перелистывая годы" (1997), сборник документальных рассказов "Террор на пороге" (2004, совместно с Татьяной Алексиной) и др.
рассказик, сочиненный и. буниным в апреле 1924 года, незамысловат. но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. поэтому стоит 2-строчный пересказ.
итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. в доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. я говорю о мужчинах-дворянах. муж барыни или отец, способные принять решение, что-то серьезное сделать. с женщины — что же возьмешь?
есть, правда, нефед. по-видимому, крестьянин, скорее всего — уже немолодой, одинокий. бобыль. отметая все лишнее, всю шелуху с текста сдувая, бунин оставляет лишь остов, главное, идею.
этот нефед — главное действующее лицо кратчайшего, эмоционально напряженного рассказа «лапти».
вернемся к пересказу. мальчик болеет. у него жар, бред, и совершенно нечем. ребенок просит у матери какие-то «красные лапти». та, и так на грани нервного срыва от безысходности и , от страшной снежной бури, от оторванности от мира, не понимает, о каких лаптях идет речь. она в состоянии лишь молиться да в грудь себя бить, свечки зажигать да плакать. но ребенку от всех этих манипуляций ничуть не лучше.
узнав про желание малыша, который уже, видно, при смерти, нефед решает идти в лавку, в деревню, за 6 верст. «доехать нельзя», но пешком, возможно, получится. только ещё отправляясь «в поход», старик (мне почему-то видится нефед стариком, с окладистой деревенской бородой, в онучах, веревкой подпоясанный — несколько нарочитый и символический киношный персонаж) уже не уверен в благоприятном исходе путешествия. и все же он не раздумывает, не сомневается. раз хочет мальчонка лаптей красных, их нужно достать. цена значения не имеет.
поскольку красных лаптей никто не плетет, нужно раздобыть ещё пузырек «фуксину» и собственноручно обычные детские лапти выкрасить.
и вот нефед, «ни слова не говоря», накинув полушубок, уходит в ночь. во вьюгу и навстречу своей смерти. быстрой, но страшной.
через несколько строк рассказа мужики уже везут его обратно, на хутор, в телеге. обледенелого, белого, ужасного. с лаптями и фуксином за пазухой. на этом повествование кончается.
я не стану распространяться о том, как велик и добр, силен духом и бесстрашен простой люд. поскольку о мужиках бунин писал много и разнообразно. не все они так уж у него хороши.
меня поразило противопоставление этой барыни-мамаши постороннему для мальчика человеку, слуге. мать бездействует, она заранее смирилась с возможностью смерти собственного сына (единственного, поскольку упоминаний о других детях в рассказе не имеется). «верно, и не выживет», — говорит она, уже готовая оплакивать малыша и утешать себя тем, что «господь лучших прибирает». а старик — делает. с медицинской точки зрения, его подвиг не выздороветь больному. но бывает так, что мелочь какая-то психологически излечению.
и за эту «мелочь» нефед готов отдать свою единственную жизнь…
Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве в семье участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году (впоследствии полностью реабилитированного).
В школьные годы Анатолий занимался в литературном кружке, печатался в журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда" (некоторые стихотворений были опубликованы в сборнике "Флажок", 1951).
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе с матерью Алексин был эвакуирован на Урал. Еще не достигнув совершеннолетия, он стал литературным сотрудником, а затем ответственным секретарем в ежедневной многотиражной газете "Крепость обороны" на строительстве гигантского алюминиевого завода. Этот автобиографический материал позднее вошел в ряд повестей Алексина ("В тылу как в тылу", "Ивашов", "Запомни его лицо" и др.).
В 1950 году окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей "Тридцать один день", определивший Алексина как создателя так называемой "юношеской повести".
В 1950-1966 годах Анатолий Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести "Саша и Шура", 1956; "Необычайные похождения Севы Котлова", 1958; "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле", 1965; "В стране вечных каникул", 1966 и др.).
Новый этап творчества Алексина начался с 1966 года. Он писал повести, рассказы и пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает, — взрослым читателям. Были опубликованы повести "А тем временем где-то" (1966), "Мой брат играет на кларнете" (1967), "Поздний ребенок" (1968), "Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин" (1969), "Звоните и приезжайте" (1972), "Действующие лица и исполнители" (1972), "Позавчера и послезавтра" (1974), "Третий в пятом ряду" (1975), "Безумная Евдокия" (1976), трилогия "В тылу как в тылу" (1978), "Раздел имущества" (1979), "Сердечная недостаточность" (1979), "Дневник жениха" (1980), "Домашний совет" (1980), "Здоровые и больные" (1982), "Сигнальщики и горнисты" (1982), "Игрушка меня, мама" (1989) и др.
В этот же период вышли пьесы "Молодая гвардия" (по роману Александра Фадеева), "Обратный адрес", "Десятиклассники", а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям "Звоните и приезжайте", "Пойдем в кино", "Поздний ребенок" и др.
Признанный и публикой и критикой (в том числе зарубежной — произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность. В 1970-1989 годах был секретарем Союза писателей РСФСР, членом редколлегии журнала "Юность", заместителем председателя Советского комитета защиты мира, президентом ассоциации "Мир — детям мира" и др.
Вел популярную телепередачу "Лица друзей".
С 1993 года писатель жил в Израиле, с 2011 года — в Люксембурге.
Среди его позднейших произведений — детская остросюжетная повесть "Покойник оживает и начинает действовать. (Вторая очень страшная история)" (1992), роман-хроника "Сага о Певзнерах" (1994) о судьбах еврейской семьи в России, книга воспоминаний "Перелистывая годы" (1997), сборник документальных рассказов "Террор на пороге" (2004, совместно с Татьяной Алексиной) и др.
рассказик, сочиненный и. буниным в апреле 1924 года, незамысловат. но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. поэтому стоит 2-строчный пересказ.
итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. в доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. я говорю о мужчинах-дворянах. муж барыни или отец, способные принять решение, что-то серьезное сделать. с женщины — что же возьмешь?
есть, правда, нефед. по-видимому, крестьянин, скорее всего — уже немолодой, одинокий. бобыль. отметая все лишнее, всю шелуху с текста сдувая, бунин оставляет лишь остов, главное, идею.
этот нефед — главное действующее лицо кратчайшего, эмоционально напряженного рассказа «лапти».
вернемся к пересказу. мальчик болеет. у него жар, бред, и совершенно нечем. ребенок просит у матери какие-то «красные лапти». та, и так на грани нервного срыва от безысходности и , от страшной снежной бури, от оторванности от мира, не понимает, о каких лаптях идет речь. она в состоянии лишь молиться да в грудь себя бить, свечки зажигать да плакать. но ребенку от всех этих манипуляций ничуть не лучше.
узнав про желание малыша, который уже, видно, при смерти, нефед решает идти в лавку, в деревню, за 6 верст. «доехать нельзя», но пешком, возможно, получится. только ещё отправляясь «в поход», старик (мне почему-то видится нефед стариком, с окладистой деревенской бородой, в онучах, веревкой подпоясанный — несколько нарочитый и символический киношный персонаж) уже не уверен в благоприятном исходе путешествия. и все же он не раздумывает, не сомневается. раз хочет мальчонка лаптей красных, их нужно достать. цена значения не имеет.
поскольку красных лаптей никто не плетет, нужно раздобыть ещё пузырек «фуксину» и собственноручно обычные детские лапти выкрасить.
и вот нефед, «ни слова не говоря», накинув полушубок, уходит в ночь. во вьюгу и навстречу своей смерти. быстрой, но страшной.
через несколько строк рассказа мужики уже везут его обратно, на хутор, в телеге. обледенелого, белого, ужасного. с лаптями и фуксином за пазухой. на этом повествование кончается.
я не стану распространяться о том, как велик и добр, силен духом и бесстрашен простой люд. поскольку о мужиках бунин писал много и разнообразно. не все они так уж у него хороши.
меня поразило противопоставление этой барыни-мамаши постороннему для мальчика человеку, слуге. мать бездействует, она заранее смирилась с возможностью смерти собственного сына (единственного, поскольку упоминаний о других детях в рассказе не имеется). «верно, и не выживет», — говорит она, уже готовая оплакивать малыша и утешать себя тем, что «господь лучших прибирает». а старик — делает. с медицинской точки зрения, его подвиг не выздороветь больному. но бывает так, что мелочь какая-то психологически излечению.
и за эту «мелочь» нефед готов отдать свою единственную жизнь…