ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Развивать умение работать с лирическими произведениями.
2. Научиться делать литературоведческий анализ поэтических текстов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный материал. Сборники стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. К какому литературному направлению принадлежали поэты?
2. В чём особенность этого литературного направления?
3. В чём принципиальное отличие творчества Тютчева от творчества Фета?
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Задание 1:
Выписать (можно распечатать и вклеить) из сборника поэзии текст любого стихотворения Ф. И. Тютчева и выполнить его литературоведческий анализ по плану (смотрите ниже - выделен жёлтым цветом). Анализ писать только от руки.
Задание 2:
Выписать из сборника поэзии текст любого стихотворения А. А. Фета и выполнить его литературоведческий анализ по плану (также как в задании №1).
Задание 3:
Сравнить творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (выполнить задание в виде таблицы из двух столбцов):
Тютчев Ф. И. Фет А. А.
ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. КЕМ и КОГДА написано стихотворение (ФИО автора полностью, конкретный год или период жизни поэта)?
2. Какие ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ легли в его основу, кому оно посвящено (если таких сведений нет, то необходимо сформулировать ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ стихотворения (чтобы сформулировать тему, нужно ответить на вопрос: о чём это стихотворение?).
3. ЖАНР стихотворения (элегия, , исповедь, сонет, послание, размышление и т. д., если определить сложно, то по второй классификации – любовная лирика, философская лирика, гражданская лирика и т.д.).
4. Главные ОБРАЗЫ или картины, созданные в стихотворении.
5. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (лирический герой = поэту или нет).
6. Стихотворный РАЗМЕР.
7. Особенности ПОСТРОЕНИЯ стихотворения ( единое целое или есть деление на части; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя и пр.)
8. СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА:
а. Звуковая организация лирического текста (ассонанс, аллитерация, звукопись).
б. Художественные средства (аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь и прочее).
в. Особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).
г. Композиционные приемы (пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность и т. д.)
д. Поэтический синтаксис (многоточие, восклицания, риторические вопросы стихосложения).
9. ЗНАЧЕНИЕ стихотворения или для его современников, или для сегодняшнего читателя, или общечеловеческая значимость. Ваше личное мнение.
Ассоль: С пятимесячного возраста осталась без матери. Отец бросил службу, и стал воспитывать дочь. Она очень любит своего отца. Местные жители относятся к девочке неприязненно, и она живет без подруг. Однажды Эгль, сказочник, предсказал ей, что когда Ассоль вырастет, за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Ассоль, романтическая и возвышенная натура, верит в пророчество Эгля. По причине ее характера, непонятного местным жителям, АССоль считают «тронутой». Ее образ раскрывается через взгляды, эмпатичное отношение к другим и к миру в целом. Грэй: с детства был добрым, сострадательным ребенком, чувствующим чужую боль. Смелый, решительный, и целеустремленный, из состоятельной семьи, он всегда был щедрым для нуждающихся людей. В 15 лет, Артур Грэй сбежал из дома, и устроился юнгой на корабль. Он привык добиваться цели, и через некоторое время превратился в настоящего моряка. У него тонкая, возвышенная душа. Когда стал хозяином своего корабля, перевозит лишь избранные грузы. Человек, понявший, что чудеса надо делать своими руками. В его образе автор также воплотил свой идеал юноши наделив его качествами лидерства, уверенности, некой наивности и мечтательности, что подкупает. Оба героя чисты и бескорыстны в своих побуждениях, следуя за мечтой они преодолевают множество препятствий и трудностей, однако эти трудности не рушат их непоколебимой веры в счастье и любовь.
В повести «Восковая персона» Юрий Николаевич Тынянов обращается к Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и противоречия русского самодержавия. Но и тут «посредником» между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник Фальконе. Однако Пушкин строит свою поэму «Медный всадник» на антитезе, которой в памятнике нет. В «Медном всаднике» важнейшее значение имеет противопоставление Петра, «мощного властителя судьбы», Евгению, предстающему тут «игралищем судьбы» и ее жертвой. Хвала Петру, одическое изображение того, что он сотворил, неотделимо в поэме от печального рассказа про «бедного» Евгения, вступившего в своеобразный конфликт с кумиром на бронзовом коне.Введя в поэму Евгения, Пушкин поставил острейшую проблему противоречивости исторического прогресса.Поэт дал свое решение и вместе с тем, как и в других случаях, «открыл» сложную тему для художников будущих поколений. Тынянов обращается к тому моменту жизни Петра, когда царь перестает быть «властелином судьбы» и сам становится ее жертвой. Этой иронии «избегли немногие исторические деятели» . В тыняновском повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр.Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать. Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша - та, что он тащил на себе всю жизнь. Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков - «любимец миньон» -вор. И не один лишь Данилыч вор. Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно за другим,- на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит». «Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь.В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти. Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество. В художественное единство «Восковой персоны» входит и линия народных «низов». Петр мог вершить свои великие, а его наследники - свои недостойные дела.
Объяснение: