Повесть о петре и февронии муромских"
1.укажите, где правда, а где ложь.
а) главный герой "повести о петре и февронии" князь павел.
б)змей должен был погибнуть от руки февронии. в) феврония лечила князя специальными мазями.
2.какой ручной зверь жил у февронии, героини "повести о петре и февронии муромских " ?
3.во что превратились крошки хлеба в руке княгини февронии, героини "повести о петре и февронии".
4.какие из личных имён употребляют я в "повести о петре и февронии муромских"?
1)симеон 2)павел 3)агрик 4) влалимир
5.в какой день умерли святые блаженны пётр и феврония?
1) 25 мая 2) 25 июня 3)25 июля 4) 25 августа
6.что должна была сделать из пучка льна феврония, героиня "повести о петре и февронии муромских"?
1)сорочку 2)одежду 3) платок 4) плащ
7.какими именами нареклись в монашестве святые пётр и феврония?
1)павел 2) давид 3)елена
4)ефросинья
8.по какой реке плыли князь пётр и княгиня феврония, герои "повести о петре февронии муромских"?
1) кама 2) вазуна 3) вольга 4) ока
9.правильно сопоставьте слова с их характеристиками.
1) смерть 2) покрывало церковное 3) младший дружинник 4) издавна
а) искони б) отрок в) преставление г) воздух
10.чем занимались феврония, когда к ней пришёл гонец князя петра?
1)пряла 2) ткала 3) вышивала 4) вязала.
заранее приогромнейшое
Все уроки данного раздела разработаны строго по программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, поэтому предусматривается, что знакомство школьников с литературой Древней Руси произошло в 5 классе и продолжилось в 6 классе, что предполагает наличие определенных знаний учеников по истории Отечества и истории литературы X—XVI веков. Опираясь на эти знания семиклассников, учитель-словесник может подойти к изучению летописи уже с теоретико-литературных позиций, углубляя представления учащихся о развитии литературы и формировании ее жанрово-родовой системы.
Все предложенные уроки вариативны: учитель сам определяет, какое количество часов и какой материал необходимы для каждого конкретного класса.
Урок 12.
Урок 13.
УРОК 12
Ореолом святости окружена в «Повести»
не аскетическая монашеская жизнь,
а идеальная супружеская жизнь в миру
и мудрое управление государством...
Н. И. Прокофьев
Цели урока:
— продолжить знакомство семиклассников с литературой Древней Руси и ее идейно-художественным своеобразием;
— формировать у школьников интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы;
— знакомить с произведениями древнерусской литературы и их художественными особенностями;
— развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа и его
Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя, чтение произведения и беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя (желательно — с компьютерной презентацией).
Сегодня мы познакомимся с памятником древнерусской литературы, который был любим читателями на протяжении почти четырех столетий.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была создана на основе устных народных преданий о летающем змее-оборотне и мудрой деве. В этих преданиях ведущей темой стала тема любви и преданности.
В «Повести...» тема несколько изменилась — стала темой идеальной супружеской жизни в миру и мудрого управления государством. Может быть, поэтому «Повесть...» читалась с большим интересом и взрослыми, и детьми. Она носила ярко выраженный воспитательный характер, так как в ней демонстрировался тип поведения христианина: тип поведения мужчины и тип поведения женщины. В то же время герои предания не всегда и не во всем были идеальны, совершали ошибки, сомневались или поддавались слабостям, например, влиянию стереотипов, принятых в обществе. Персонажи предания, а затем и повести напоминали живых, реальных людей с их сомнениями и слабостями, однако демонстрировали возможный путь преодоления своих слабостей.
Устные народные предания о Февронии, бытовавшие в городе Муроме вплоть до XVI века, разошлись по всей Северо-Западной Руси, воспринимались нашими предками как реальные повествования о действительно происходивших когда-то событиях.
До середины века на Русском Севере передавалась из уст в уста легенда о мудрой Февронии, ставшей муромской княгиней, а затем русской святой. Это говорит о том, что ее образ — художественное переосмысление реального — близок людям разных эпох, различного социального статуса.
Более того, до середины XVI века Петр и Феврония почитались в качестве местных святых в городе Муроме. По решению Московского церковного собора 1547 года Петр и Феврония были признаны общерусскими святыми. Скорее всего, именно после этого события было решено написать их житие.
Житийная «Повесть о Петре и Февронии Муромских» входит в число наиболее драгоценных жемчужин древнерусской литературы, хотя, в сущности, она далека от агиографического жанра. Стиль ее чужд многословия, риторики и патетики. В «Повести...» много диалогов, сюжет развивается динамично, в нем заложена интрига, которая притягивает внимание читателя или слушателя. Живой язык, поговорки и загадки придают произведению занимательный характер.
Автором «Повести о Петре и Февронии Муромских» многие исследователи древнерусской литературы называют Ермолая-Еразма, выдающегося писателя и публициста XVI века. Ермолай-Еразм был церковным писателем, служившим сначала священником в городе Пскове. Позднее он стал протопопом дворцового собора на Бору в Москве, а затем принял по́стриг с именем Еразма[2].
Житийная «Повесть о Петре и Февронии Муромских» резко расходилась с житийным каноном и поэтому не была внесена в состав «Великих Четьих Миней». Зато разошлась по рукописным, а затем печатным сборникам, книгам для чтения.