валентин григорьевич распутин родился в 1937 году. ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. именно поэтому в произведениях в.г.распутина большое место занимает проблема детей в это тяжелое для страны время.
в повести распутина «уроки французского» описываются события, которые происходили в сорок восьмом году. только что закончилась война, страна была наполовину разрушена. заводы, фабрики едва начали подниматься, и до высокого уровня жизни было еще невероятно далеко. особенно тяжело переживала это время деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев. основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны, выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране.
в повести не ставятся сложные политические вопросы, в ней рассказывается о жизни маленького мальчика, который жил в семье, лишившейся отца во время войны. семья испытывает серьезные трудности. мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей. старший мальчик, чувствующий ответственность за младшую сестренку и жалеющий выбивающуюся из сил мать, «глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе – тогда не придется все время думать о еде».
эти строки подчеркивают, насколько тяжело жилось простой бедной семье, в которой не было кормильца-отца. в деревне была только начальная школа, и обычно образование деревенских детей на этом и заканчивалось. чтобы продолжить образование, надо было отправлять детей в район, но у колхозников не было на это средств. но, тем не менее, мать отправляет своего старшего сына учиться. ей трудно было принимать такое решение. семья не просто лишалась лишних рабочих рук, но и увеличивались ее расходы. но мать в первую очередь думает о благополучии мальчика, который хорошо учился и должен был продолжать учебу дальше. «и мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился».
жизнь главного героя повести на новом месте складывается нелегко. он тоскует по дому, по матери, по сестре. в районном поселке он чужой, у него нет друзей, его частенько обижают. у мальчишки слабое здоровье, у него малокровие, а при этой болезни требуется усиленное питание. денег у мальчика нет, и никто не может ему . семья, в которой мать поселила своего сына, оказалась нечестной: большую часть нехитрых продуктов, которые ему присылают из дома, растаскивают, и мальчишка вынужден голодать. он не может просить у матери, потому что знает: она вряд ли сможет ему , на ее плечах забота о маленькой сестре. именно поэтому мальчик начинает играть на деньги, хотя школьникам это строжайше запрещено. если директор школы узнает об этих азартных играх, то могут быть исключены из школы. главный герой повести прекрасно сознает всю опасность, но ему необходимы деньги на молоко. правда, быстро удача уходит от него, и мальчик снова голодает. молодая учительница пытается ему хоть как-нибудь .
под предлогом дополнительных занятий она приглашает его к себе домой и пытается накормить. но гордый мальчик отказывается от ее угощений, он не желает, чтобы кто-нибудь знал о его слабостях. тогда учительница находит другой выход: она играет со своим учеником на деньги, рискуя получить выговор и быть уволенной с работы.
впечатления мальчика достаточно откровенны: «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
но, тем не менее, трудности не могут повлиять на учебу. мальчик находит в себе силы хорошо учиться. он не мог вернуться домой и бросить школу, потому что это означало бы крах всех его надежд и надежд матери. трудности не сломили упорного паренька. на его примере можно судить об упорстве и мужестве людей послевоенного поколения.
Герой рассказа виктора астафьева "васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. к тринадцати он уже многое знал и умел. отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. в мудрости законов и в необходимости соблюдать их васютка убедился, когда заблудился. конечно, ему было страшно одному в тайге. он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. но васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. а главное - желание выжить во что бы то ни стало. "тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею.все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, названное васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося
валентин григорьевич распутин родился в 1937 году. ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. именно поэтому в произведениях в.г.распутина большое место занимает проблема детей в это тяжелое для страны время.
в повести распутина «уроки французского» описываются события, которые происходили в сорок восьмом году. только что закончилась война, страна была наполовину разрушена. заводы, фабрики едва начали подниматься, и до высокого уровня жизни было еще невероятно далеко. особенно тяжело переживала это время деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев. основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны, выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране.
в повести не ставятся сложные политические вопросы, в ней рассказывается о жизни маленького мальчика, который жил в семье, лишившейся отца во время войны. семья испытывает серьезные трудности. мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей. старший мальчик, чувствующий ответственность за младшую сестренку и жалеющий выбивающуюся из сил мать, «глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе – тогда не придется все время думать о еде».
эти строки подчеркивают, насколько тяжело жилось простой бедной семье, в которой не было кормильца-отца. в деревне была только начальная школа, и обычно образование деревенских детей на этом и заканчивалось. чтобы продолжить образование, надо было отправлять детей в район, но у колхозников не было на это средств. но, тем не менее, мать отправляет своего старшего сына учиться. ей трудно было принимать такое решение. семья не просто лишалась лишних рабочих рук, но и увеличивались ее расходы. но мать в первую очередь думает о благополучии мальчика, который хорошо учился и должен был продолжать учебу дальше. «и мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился».
жизнь главного героя повести на новом месте складывается нелегко. он тоскует по дому, по матери, по сестре. в районном поселке он чужой, у него нет друзей, его частенько обижают. у мальчишки слабое здоровье, у него малокровие, а при этой болезни требуется усиленное питание. денег у мальчика нет, и никто не может ему . семья, в которой мать поселила своего сына, оказалась нечестной: большую часть нехитрых продуктов, которые ему присылают из дома, растаскивают, и мальчишка вынужден голодать. он не может просить у матери, потому что знает: она вряд ли сможет ему , на ее плечах забота о маленькой сестре. именно поэтому мальчик начинает играть на деньги, хотя школьникам это строжайше запрещено. если директор школы узнает об этих азартных играх, то могут быть исключены из школы. главный герой повести прекрасно сознает всю опасность, но ему необходимы деньги на молоко. правда, быстро удача уходит от него, и мальчик снова голодает. молодая учительница пытается ему хоть как-нибудь .
под предлогом дополнительных занятий она приглашает его к себе домой и пытается накормить. но гордый мальчик отказывается от ее угощений, он не желает, чтобы кто-нибудь знал о его слабостях. тогда учительница находит другой выход: она играет со своим учеником на деньги, рискуя получить выговор и быть уволенной с работы.
впечатления мальчика достаточно откровенны: «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
но, тем не менее, трудности не могут повлиять на учебу. мальчик находит в себе силы хорошо учиться. он не мог вернуться домой и бросить школу, потому что это означало бы крах всех его надежд и надежд матери. трудности не сломили упорного паренька. на его примере можно судить об упорстве и мужестве людей послевоенного поколения.