Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
1.Выразительно прочитайте первое стихотворение. В какой тональности его следует читать? Как вы думаете, нужно ли сделать паузу после первых двух строчек?
2.Какую смысловую нагрузку несет обращение “Питерские сироты, Детоньки мои!”?
3.Обратите внимание на лексику второй строфы. Объясните смысл метафоры в следующей строке:
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок.
Какая образная картина возникает в воображении?
4. Второе стихотворение имеет конкретного адресата. Как вы думаете, что означают данные слова?
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
5. Выразительно прочитайте строки. Где, по вашему мнению, особенно ярко выражается горе автора?
6. Как вы думаете, почему поэт обращается к умершему мальчику как к живому?
7. Какое значение для раскрытия настроения имеет концовка стихотворения?
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
8. Как удалось поэту передать горе, страдания, которые принесла человеку война? Дайте полный ответ.
Мелькор, он же Моргот (Черный враг), он же Бауглир (душитель) - Черный Враг мира, самый первый и могущественный из Айнур и Валар, старший брат Манвэ. Сильнее и умнее всех Валар, но из-за того, что был не согласен с волей Эру Илуватара (Творца) более не считается одним из них.
ВАЛАР
Манвэ Сулимо, Верховный король Арды - Повелитель ветров, воздух, птицы (орлы, те самые!).
Ульмо (Улмо) - Владыка Вод.
Ауле (Аулэ) - Кузнец, владыка земной тверди, гор и металла, создатель гномов.
Оромэ (Трубящий в рог) - воин, охотник, так же его называют Таурон (Владыка лесов), Алдарон (Владыка деревьев)
Намо Мандос - великий судья мертвых, хранитель равновесия. Обитает в Чертогах Мандоса, где когда-то был заключен Мелькор. Феантури - повелитель душ.
Ирмо Лориэн - владыка видений, грез и снов, брат Намо. Феантури - повелитель душ.
Тулкас Астальдо - Гнев Эру. Пришел в Арду последним, дабы в войне с Мелькором.
ВАЛИЭР
Варда Элентари (Элберет Гилтониэль), Верховная Королева Арды - Владычица звезд, супруга Манвэ
Йаванна Кементари (Дарительница плодов, Владычица Земли) - покровительствует всему, что вырастает из земли (то есть растениям) и животным. Супруга Ауле.
Ниэнна (Ниенна) - Владычица скорби и печали, вечно плачущая сестра повелителей душ, феантури - Намо и Ирмо.
Эстэ Милосердная - избавляет от ран и печалей, супруга Ирмо Лориэна.
Вайрэ Ткачиха - запечатлевает в своих гобеленах судьбы Арды, всё, что когда-либо происходило, супруга Намо. Предположительно может видеть примерное будущее (так же, как и Намо)
Вана - Вечно Юная. супруга Оромэ.
Нэсса - Резвая, супруга Тулкаса, сестра Оромэ.
Задачи урока:
проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.
Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.
Вызов.
1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.