Цели: Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского. Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза. Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор.
Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки.
1. Организационный момент
Учитель: Мы изучаем такое интересное произведение. Кто напомнит его автора и название?
Слайд 1, Приложение 1.
– Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения. Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа. А что такое сюжет? Проверьте. Слайд 2
Сегодня ночью я не спал, Я повесть Пушкина читал “Дубровский”. И надо мною дух летал, Мятежный дух его и звал меня Дубровский… Усадьбы жёг и в гневе я Богатых грабил, будто я – Дубровский. И мною правил сатана В безумной мести за отца – я был Дубровским.
Не знал, история твоя Так сможет потрясти меня, Дубровский. Ты близок мне и, как в аду, Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский. Твоя мечта, твоя судьба С Россией венчана была, Дубровский
Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью.
Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы – зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы, и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.
Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.
Любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувств и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении.
– Проверьте. Слайд 4
Тема: Слайд 5 Цели : Слайд 6
Проверка домашнего задания
– Как вы назвали главы? Слайд 7
XI – Превращение в Дефоржа. XII – Откровение Дубровского. XIII – Князь Верейский. XIV – Сватовство. XV – Предложение XVI – Маша под арестом.
* К какой главе относятся иллюстрации на доске? (Свидание Владимира и Маши.)
Домашнее задание
Слайд 8
Знать главу XVII, выразительно читать и озаглавить её.
Стр. 123
она “..как небесное видение”, ему посланное Богом, судьбой для от зла
– А у Маши какое чувство к нему (тогда еще к Дефоржу)?
Стр. 102,103
уважение к слуге за...
теперь возродился:храбрость не грабит простил
Вывод: Слайд 11 (анализ цитат)
Любовь творит чудеса. – Что мешало любить? Стр. 122
Ничто, душа свободна <—> законы общества = оковы послушная Честная
– Какое событие произошло в её жизни, как гром среди ясного неба?
Пересказ о сообщении Маше отцом страшной новости от её лица.
– Почему Маша не сразу обратилась за к Дубровскому?
Сказка «Хвастливый комар» (к пословице «Хвастовство само себя наказывает»)
Жил-был хвастливый Комар. Хвалился он в лесу всякому:
— Я никого не боюсь, мне не страшны никакие преграды, я преодолею любое препятствие. Я юркий, увёртливый, проворный. Кто меня может напугать? Да никто! Улечу от любого. Что меня может устрашить? Да ничто, проберусь сквозь любую преграду.
Звери и птицы слушали его, кто-то в душе соглашался с ним, кто-то нет.
Но вот однажды главный синоптик леса Зяблик предупредил, что приближается сильный шторм, и всем лесным жителям необходимо заранее побеспокоиться о своей безопасности. Зяблик летал над лесом и издавал предупредительный звук: «Тинг-тинг-тинг».
Кто-то спрятался в свою нору, кто-то залез в камыши. Насекомые забрались под кору близлежащих деревьев. И только Комар игнорировал предупреждение и продолжал самохвальничать:
— Что такое шторм? Это просто сильный ветер. А я ветра не боюсь. Мы с ним наперегонки гоняемся.
Не успел хвастливый Комар закончить последние слова, как мощная волна подхватила его и понесла к лесной реке.
— Ай, ай-яй, — закричал Комар
Но было некому. Все сидели в укромных местах. Наконец Комар ударился о дерево и полетел вниз. Сколько он пролежал на земле, никто не знает. Но на утро голоса хвастливого Комара слышно не было.
— Пропал наш Комар, вот к чему приводит хвастовство, — рассуждали лесные жители.
— Хвастовство само себя наказывает, — заметила мудрая Сова.
А Комар, получивший сильные ушибы, молча сидел под деревом. Хвастать больше не хотелось. Да и вряд ли когда захочется…
Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки.
1. Организационный момент
Учитель: Мы изучаем такое интересное произведение. Кто напомнит его автора и название?
Слайд 1, Приложение 1.
– Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения.
Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа.
А что такое сюжет? Проверьте. Слайд 2
Выразительное чтение стихотворения “Дубровский” заранее подготовленное учеником.
Сегодня ночью я не спал,
Я повесть Пушкина читал “Дубровский”.
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Усадьбы жёг и в гневе я
Богатых грабил, будто я – Дубровский.
И мною правил сатана
В безумной мести за отца – я был Дубровским.
Не знал, история твоя
Так сможет потрясти меня, Дубровский.
Ты близок мне и, как в аду,
Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский
Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью.
Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы – зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы, и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.
Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.
Любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувств и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении.
– Проверьте. Слайд 4
Тема: Слайд 5
Цели : Слайд 6
Проверка домашнего задания
– Как вы назвали главы? Слайд 7
XI – Превращение в Дефоржа.
XII – Откровение Дубровского.
XIII – Князь Верейский.
XIV – Сватовство.
XV – Предложение
XVI – Маша под арестом.
* К какой главе относятся иллюстрации на доске? (Свидание Владимира и Маши.)
Домашнее задание
Слайд 8
Знать главу XVII, выразительно читать и озаглавить её.
Стр. 123
она “..как небесное видение”,
ему посланное Богом, судьбой
для от зла
– А у Маши какое чувство к нему (тогда еще к Дефоржу)?
Стр. 102,103
уважение
к слуге за...
теперь
возродился:храбрость
не грабит
простил
Вывод: Слайд 11 (анализ цитат)
Любовь творит чудеса.
– Что мешало любить? Стр. 122
Ничто, душа свободна <—> законы общества = оковы послушная
Честная
– Какое событие произошло в её жизни, как гром среди ясного неба?
Пересказ о сообщении Маше отцом страшной новости от её лица.
– Почему Маша не сразу обратилась за к Дубровскому?
Умная, сильная духом
1 шаг (письмо Верейскому)
2 шаг Надеялась на милость
– Этот “брак пугал её…”. – Какой выход она видит?
Умерть (грех), монастырь душу), за Дубровского (есть шанс счастья).
– Что выбирает?
Не переступает заповеди Божьей “не убей” сама и уберегает Владимира от греха стр. 132: “Я не хочу быть виною ужаса…” = убийства
– За какие качества Владимир любит Машу? Внутренняя красота, чистота.
– А Маша почему в итоге выбрала его? Внутреннее богатство.
Вывод: Оба ценят внутренние качества, которые делать правильный выбор.
– Какие качества героям делать правильный выбор в жизни?
Истинные, настоящие ценности:
Честь, любовь, доброта, смелость, ответственность, следование заповедям Божьим.
Слайд 12
Итог. Закончи фразы (письменно)
“А.С.Пушкин на примере Маши учит……;
на примере Владимира – ………….
* Я постараюсь…………”
Слайд 13
– Делайте правильный выбор и будьте счастливы!
Дополнительно: Каковы ваши впечатления от изучаемого романа?
Сказка «Хвастливый комар»
(к пословице «Хвастовство само себя наказывает»)
Жил-был хвастливый Комар. Хвалился он в лесу всякому:
— Я никого не боюсь, мне не страшны никакие преграды, я преодолею любое препятствие. Я юркий, увёртливый, проворный. Кто меня может напугать? Да никто! Улечу от любого. Что меня может устрашить? Да ничто, проберусь сквозь любую преграду.
Звери и птицы слушали его, кто-то в душе соглашался с ним, кто-то нет.
Но вот однажды главный синоптик леса Зяблик предупредил, что приближается сильный шторм, и всем лесным жителям необходимо заранее побеспокоиться о своей безопасности. Зяблик летал над лесом и издавал предупредительный звук: «Тинг-тинг-тинг».
Кто-то спрятался в свою нору, кто-то залез в камыши. Насекомые забрались под кору близлежащих деревьев. И только Комар игнорировал предупреждение и продолжал самохвальничать:
— Что такое шторм? Это просто сильный ветер. А я ветра не боюсь. Мы с ним наперегонки гоняемся.
Не успел хвастливый Комар закончить последние слова, как мощная волна подхватила его и понесла к лесной реке.
— Ай, ай-яй, — закричал Комар
Но было некому. Все сидели в укромных местах. Наконец Комар ударился о дерево и полетел вниз. Сколько он пролежал на земле, никто не знает. Но на утро голоса хвастливого Комара слышно не было.
— Пропал наш Комар, вот к чему приводит хвастовство, — рассуждали лесные жители.
— Хвастовство само себя наказывает, — заметила мудрая Сова.
А Комар, получивший сильные ушибы, молча сидел под деревом. Хвастать больше не хотелось. Да и вряд ли когда захочется…