Стихотворение «Утес». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Утес» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1841году. Напечатано оно было через два года после гибели поэта. В. Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова. Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романтический. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья. Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М. Ю. Лермонтов использует прием олицетворения, изображая отношения тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одиночества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чувствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Одиночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческих связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта», — замечает С. И. Кормилов. Композиционно мы можем выделить в произведении две части (построфно). Первая часть — описание самого события, вторая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве. Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт использует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»). Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и грустно…», «Парус»
«Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня казнишь — Бог тебе судья; а я сказал правду».
Помиловав Гринева, Пугачев должен был убедиться и в том, что его былой знакомый не одуревал от радости, избавившись от петли, когда не стал целовать ручку у своего И что Петруша действительно предпочтет смерть подлому унижению.
Так что беседа с Гриневым «глаз на глаз» не только безмерно удивила Пугачева искренностью собеседника, но и заставила самозванца уважать Петрушу. В полном, кстати, соответствии с предсказаниями вещего сна Гринева, о котором он поведал в начале повествования: Гринев и во сне отказался целовать ручку мнимому родственнику — свирепому злодею, чем вызвал у того не приступ ярости, а приязнь к себе.
Стихотворение «Утес». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Утес» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1841году. Напечатано оно было через два года после гибели поэта. В. Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова. Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романтический. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья. Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М. Ю. Лермонтов использует прием олицетворения, изображая отношения тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одиночества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чувствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Одиночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческих связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта», — замечает С. И. Кормилов. Композиционно мы можем выделить в произведении две части (построфно). Первая часть — описание самого события, вторая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве. Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт использует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»). Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и грустно…», «Парус»
«Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня казнишь — Бог тебе судья; а я сказал правду».
Помиловав Гринева, Пугачев должен был убедиться и в том, что его былой знакомый не одуревал от радости, избавившись от петли, когда не стал целовать ручку у своего И что Петруша действительно предпочтет смерть подлому унижению.
Так что беседа с Гриневым «глаз на глаз» не только безмерно удивила Пугачева искренностью собеседника, но и заставила самозванца уважать Петрушу. В полном, кстати, соответствии с предсказаниями вещего сна Гринева, о котором он поведал в начале повествования: Гринев и во сне отказался целовать ручку мнимому родственнику — свирепому злодею, чем вызвал у того не приступ ярости, а приязнь к себе.