жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной , но именно хайям придал ему художественно совершенную форму. древние переписчики произвольно соединяли стихотворения хайяма с четверостишиями других поэтов. так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство хайяма.
что же позволило ученым отделить хайямовские произведения от рубаи других поэтов? рука мастера, которая превращала каждое четверостишие в изящную поэму, отличавшуюся особым смысловым наполнением и особым художественным исполнением. для рубаи хайяма характерно неповторимое сочетание силы чувств со смелостью мысли, масштабности поставленных философских вопросов с , как бритва, афористичностью поэтического языка. в качестве примера этих свойств хайямовской лирики можно прославленное четверостишие, в котором с почти плакатной меткостью выражений поэт отстаивает ценность человеческого достоинства:
Отношение героя к природе и людям, также отметим его социальную направленность. начнем с создания рассказа"бирюк". рассказ "бирюк" был написан в 1847 году. создавая это произведение, как и весь цикл"записки охотника", тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в орловской губернии. многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. в имении матери тургенева был лесник бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне. в рассказе "бирюк" композиция не отличается от других рассказов "записок". петр петрович встречается с бирюком во время охоты) . выделим элементы композиции: 1) завязка появляется, в то время как начинает портиться погода, как бы предзнаменуя автору о лесничем, с его незавидным жизненным положением. 2) кульминация наступает внезапно, после окончания ливня (что вводит в заблуждение, поскольку после дождя наоборот обычно всё налаживается) - бирюк слышит глухой стук топора. 3) и, наконец, развязка происходит, когда фома кричит мужику: «убирайся к черту с своею лошадью! » . весьма неожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось, что без хорошей драки не обойдётся. ан, нет. вот он простой крепостной крестьянин – добрый малый бирюк - главный герой этого рассказа. обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя. по в. и. далю: бирюк: 1) зверь, волк. 2) нелюдимый, угрюмый человек. давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью бирюка. по тексту: бирюк - высокого роста, плечист, черная, курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови, небольшие карие глаза: герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор. портрет героя понять авторский замысел, идею произведения для того чтобы понять бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. познакомившись с описанием жилища бирюка, мы можем сказать о нем, что его жизнь трагична и безотрадна. обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении. описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. гроза - образ, символ. бирюк - гроза воров. гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев. тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие. олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д. неотъемлемой частью рассказа является конфликт. в чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа "бирюк", и каково его значение? конфликт внешний - это столкновение мужика вора и бирюка. конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. побеждает чувство жалости и сострадания. без конфликта не было бы развития сюжета. оба основных персонажа, лесник - фома кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. однако у двух людей разные жизненные позиции. но как бы ни поступил бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому - крепостное право. вот проблема этого рассказа.
жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной , но именно хайям придал ему художественно совершенную форму. древние переписчики произвольно соединяли стихотворения хайяма с четверостишиями других поэтов. так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство хайяма.
что же позволило ученым отделить хайямовские произведения от рубаи других поэтов? рука мастера, которая превращала каждое четверостишие в изящную поэму, отличавшуюся особым смысловым наполнением и особым художественным исполнением. для рубаи хайяма характерно неповторимое сочетание силы чувств со смелостью мысли, масштабности поставленных философских вопросов с , как бритва, афористичностью поэтического языка. в качестве примера этих свойств хайямовской лирики можно прославленное четверостишие, в котором с почти плакатной меткостью выражений поэт отстаивает ценность человеческого достоинства: