Покажите жанровую специфику поэмы, сочетание в ней эпического и лирического начал. Какова, на ваш взгляд, проблематика поэмы?
Приведите примеры роковых романтических страстей, изображённых в поэме. Докажите, что в основе сюжета лежит романтический конфликт.
Дайте характеристику системы персонажей поэмы, докажите, что это романтические герои и героини.
Каковы особенности и функции романтического пейзажа, на фоне которого разворачиваются события? Какие художественные приёмы и средства использует автор для создания пейзажа?
Каковы жизненные ценности цыган, чем их жизнь отличается от привычной для Алеко светской жизни?
По каким причинам Алеко покинул привычный для него мир, как отзывается о нём? С какой целью пришёл герой в табор, как его там приняли?
Каковы представления о свободе цыган, Алеко?
Каковы представления о любви Земфиры, её отца, Мариулы, Алеко? Почему отец Земфиры не стал преследовать Мариулу? Дайте сравнительный анализ 2 историй любви.
Прочитайте выразительно песню Земфиры. Дайте анализ её основных художественных образов. Каковы в поэме функции песни?
Почему цыгане прогоняют Алеко?
В своей речи об А.С.Пушкине Ф.М.Достоевский сказал: « В Алеко Пушкин отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем… Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится… Всех в своё время то же самое ожидает, если не выйдут на дорогу смиренного общения с народом… Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве…Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его».
В чём видит Ф.М.Достоевский причину несчастий Алеко? Какое решение этой проблемы, по мнению писателя, предлагает А.С.Пушкин русскому человеку? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос: «Согласны ли вы с позицией Ф.М.Достоевского»?
Лев Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Умер он в 82 года. Многое он испытал в жизни: был студентом, участвовал в Кавказской войне и в Крымской войне с турками, где подвергался смертельной опасности; был писателем и путешественником, сельским хозяином и педагогом. Его интересы были самыми разнообразными. Лев Николаевич был поразительно к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, много и серьёзно читал.
Писать Л.Н. Толстой начал в 22 года, и после успеха своей первой повести почувствовал, что настоящее его призвание - литература.
Он любил разводить домашних животных, наблюдать созревание хлебов, любил сажать сады и леса. Граф Лев Толстой любил принимать участие в крестьянском труде: умел косить, пахать.
Смолоду и до последнего года своей жизни он занимался гимнастикой, в 67 лет научился кататься на велосипеде, в 70 катался на коньках, много ходил пешком, превосходно ездил верхом, отлично плавал.
В своих произведениях Л.Н.Толстой борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие, угнетение трудового народа, протестует про-
тив войн. Также он призывал каждого человека осмыслять свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.
Толстой очень любил детей, открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей и сам их учил. Жил писатель скромно, старался обслуживать себя сам; работал ежедневно. Он был великим тружеником: собрание его сочинений составляет 90 томов!
10 ноября 1910 года ушёл тайно из дома, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, но по дороге простудился и умер на станции Астапово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""
Цель данного урока - через события рассказа учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением
«Лев Николаевич Толстой. « Детство».
Урок литературного чтения в 4 классе. Презентация
Лев Николаевич Толстой
Презентация к уроку о жизни и творчестве великого писателя
Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"Лев Николаевич Толстой"
Уроки жизни Льва Николаевича Толстого
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Лев Николаевич Толстой "Лев и собачка" 3 класс
Конспект урока и презентация...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...
10. Владимир ** - своему другу.
Выговоры твои совершенно несправедливы. Не я, но ты отстал от своего века - и целым десятилетием. Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами. Честь имею донести тебе, теперь это всё переменилось. Французский кадриль заменил Адама Смита, всякий волочится и веселится как умеет. Я следую духу времени; но ты неподвижен, ты ci-devant, un homme [бывший, человек (фр.)] стереотип. Охота тебе сиднем сидеть одному на скамеечке оппозиционной стороны. Надеюсь, что Z - обратит тебя на истинный путь: поручаю тебя ее ватиканскому кокетству. Что касается до меня, я совершенно предался патриаршеской жизни: ложусь спать в 10 часов вечера, езжу на порошу с здешними помещиками, играю с старухами и бостон по копейке и сержусь, когда проигрываюсь. С Лизою вижусь каждый день - и час от часу более в нее влюбляюсь. В ней много увлекательного. Эта тихая благородная стройность в обращении, прелесть высшего петербургского общества, а между тем что-то живое, снисходительное, доброродное (как говорит ее бабушка), ничего резкого, жестокого в ее суждениях, она не морщится перед принятием впечатлений, как ребенок перед ревенем. Она слушает и понимает - редкое достоинство в наших женщинах. Часто удивлялся я тупости понятия или нечистоте воображения дам, впрочем очень любезных. Часто самую тонкую шутку, самое поэтическое приветствие они принимают или за нахальную эпиграмму, или неблагопристойную плоскость. В таком случае холодный вид, ими принимаемый, так убийственно отвратителен, что самая пылкая любовь против него не устоит.
Это испытал я с Еленой ***, в которую был я влюблен без памяти. Я сказал ей какую-то нежность; она приняла ее за грубость и на меня своей приятельнице. Это меня вовсе разочаровало. Кроме Лизы, есть у меня для развлечения Машенька ***. Она мила. Эти девушки, выросшие под яблонями и между скирдами, воспитанные нянюшками и природою, гораздо милее наших однообразных красавиц, которые до свадьбы придерживаются мнения своих матерей, а там - мнения своих мужьев.
Прощай, мой милый; что нового в свете? Объяви всем, что наконец и я пустился в поэзию. Намедни сочинил я надпись к портрету княжны Ольги (за это Лиза очень мило бранила меня):
Глупа как истина, скучна как совершенство.
Не лучше ли:
Скучна как истина, глупа как совершенство.
То и другое похоже на мысль. Попроси В. приискать первый стих и отныне считать меня поэтом.
Вот это пойдёт если нет я удалю