Показать, насколько ранима душа подростка Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение. Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность обижает Неточку, но это не самое страшное.
На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.
Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко, нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней наедине, а не устраивать публичную "порку". Такими действиями учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься творчеством впредь.
Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.
кантата "александр невский" - кантата сергея прокофьева для меццо-сопрано, хора и оркестра. в основе музыкального текста - музыка прокофьева к фильму с. эйзенштейна "александр невский". вокальные партии написаны на стихи автора и в. а. луговского в 1939 году.
первое исполнение состоялось в большом зале московской консерватории 17 мая 1939 года под автора. партию меццо-сопрано исполняла варвара гагарина.
кантата состоит из семи частей:
"русь под монгольским игом" (оркестр) ."песня об александре невском" (хор и оркестр) ."крестоносцы во пскове" (хор и оркестр) ."вставайте, люди " (хор и оркестр) ."ледовое побоище" (оркестр, хор) ."мёртвое поле" (меццо-сопрано, оркестр) ."въезд александра во псков" (хор и оркестр) .
продолжительность кантаты около 40 минут.
кантата являет собой образец советского -героического эпоса. в произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления родины. для изображения противостоящих сил автор использовал контрастные средства: выразительные диатонические мелодии присущи темам в кантате, в то время как крестоносцы представлены подчёркнуто диссонансной музыкой в католическом стиле