Поэзия второй половины XX в.
1.Соотнесите цитаты из стихотворений поэтов-фронтовиков с названием произведения.
«Ты помнишь, Алёша…»
«Сороковые…»
Слезами измеренный чаще, чем вёрстами, Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась…
Гудят накатанные рельсы Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку...
2.Распределите в соответствии с литературным жанром произведение Давида Самойлова «Сороковые» и Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
Дружеское послание
Автобиографический монолог
Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Давид Самойлов «Сороковые»
3.Какой общей темой объединены стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша…» и Давида Самойлова «Сороковые»?
темой любви
темой дружбы
темой войны
темой природы
4.Какое средство выразительности использовано К. Симоновым в выделенном фрагменте?
«Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди…»
олицетворение
метафора
эпитет
сравнение
5.Выберите правильные ответы.
В каких примерах использовано олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ?
«говорили лес»
«злые дожди»
«говорили пажити»
«голоса идут»
«пули милуют»
«горькая земля»
Тогда, в зависимости от выбранного пути, происходит либо нравственное падение человека, либо человек поднимается выше, душа его остается чистой и незапятнанной.
Но природа зла такова, что зло никогда не является к нам в своём открытом низком и отвратительном виде. Оно принимает обольстительный образ, сулит какие-то блага, соблазняет нас. И только сильные духом люди, люди с крепкой здоровой психикой и твердыми нравственными устоями, могут противостоять чарам зла и, будучи цельной натурой, смогут побороть искушение. А поддавшись ему, тысячу причин найдет человек, чтобы оправдать
содеянное. И никто не желает посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Ты совершаешь ошибку, ты не прав» . Конечно, гораздо удобнее полагать, что совершать зло нас заставляют обстоятельства. К сожалению, очень часто, люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами.
В каждом человеке живут добро и зло, и даже если у человека душа чистая, он всё равно не застрахован от нравственного падения. А выбор нам в повседневной жизни приходится делать постоянно. Тогда получается, что совершил плохой поступок и обрек душу на вечные муки? Сложились трагически обстоятельства, и человек пал? Не совсем так. Есть и оно заключается в покаянии. Но только в искреннем. А искреннее покаяние - это такое сожаление о грехе, такое потрясение души, после которого невозможно
вернуться к старому.
Кто герои рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» Астафьева – простые жители деревни. К главным героям можно отнести Витю, а к второстепенным - бабушку, Саньку, учителя и большое количество образов и характеров, которые раскрывают особенности жизни народа деревни.
Двумя-тремя штрихами автор раскрывает перед нами характеры. Каковы они - учитель, дядя Левонтий, бабушка? Все герои, изображенные Астафьевым, отличаются чуткостью и простотой души. Учитель беспокоится о своих учениках. Его уважают, к нему прислушиваются самые непослушные ребята. Дядя Левонтий хоть и ведет своебразный образ жизни, но жалеет мальчишку-сироту. Самыми теплыми красками нарисовал автор портрет бабушки – советчицы и внука. Она и поругает мальчишку, если нужно, и согреет теплом, позаботится.
Как друг другу учитель и жители села, взрослые и дети? Примерами могут быть поступки учителя и бабушки. Евгений Николаевич не жалеет средств для обучения ребят. На свою зарплату он приобретает школьные принадлежности, мебель. Он бросится защищать детей от ненастья, если вдруг на них нападет змея. Бабушка Вити – самоотверженная женщина, которая не жалеет своих сбережений. Она выкупает вещи своих соседей, ведь для нее важно, чтобы все было по справедливости.