Есть такое высказывание :"Когда говорят пушки ,музы молчат".Возможно .Но я точно знаю ,что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.музы в моей стране - СССР , не молчали .Наши писатели и поэты во весь голос заявляли о своей позиции по поводу вероломного нападения фашистской Германии на мою Родину .В первые же дни войны Александровым была написана песня"Священная война " Строки "Вставай ,страна огромная ,вставай на смертный бой!"- действовали на людей сильнее всяких приказов . А у погибших или раненых воинов часто на груди находили переписанные от руки стихи Твардовского ,Симонова ,Исаковского .Эти стихи ,написанные людьми ,находящимися на передовой ,военными корреспондентами ,читались в солдатских землянках ,на привалах в лесу ,передавались из рук в руки ,из уст в уста .Эти стихи вели в бой солдатам выстоять . Мне из поэзии военного времени наиболее ярким кажется стихотворение Твардовского "Рассказ танкиста" Был трудный бой. Всё нынче как спросонку... И только не могу себе простить : Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, — забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый. Из тех, что главарями у детей. Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас, как дорогих гостей. Машины обступают на стоянках , Таскать им воду вёдрами не труд . Выносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют... Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен . Мы прорывались к площади вперёд, А он гвоздит, — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишком Он примостился — столько всяких дыр! И вдруг к машине подбежал парнишка: «Товарищ командир! Товарищ командир! Я знаю, где их пушка... Я разведал.. . Я подползал, они вон там, в саду»... «Да где же? Где?» — «А дайте, я поеду На танке с вами, прямо приведу!» Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...» И вот мы катим к месту вчетвером , Стоит парнишка, мимо пули свищут, — И только рубашонка пузырём. Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём, И эту пушку заодно с расчётом Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шёл большой пожар. И помню, я сказал хлопец...» И руку, как товарищу Был трудный бой. Всё нынче как спросонку. И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, — забыл его спросить.
Перед нами стихотворный публицистический очерк о юном герое войны .Твардовский назвал стихотворение "Рассказ танкиста" ,что указывает на достоверность истории и на то ,что у неё есть автор -.танкист ,которого фактически от смерти "бедовый хлопец" Во время боя за маленький городок нашим войскам не удавалось подавить огневую точку противника ,и "А он гвоздит, — не выглянуть из башен, И чёрт его поймёт, откуда бьёт. " Местный парнишка пронаблюдал ,откуда строчит враг ,он показал танкисту это место, и солдат говорит :"И эту пушку заодно с расчётом Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём." Это стихотворение ,написанное в 1942 году, автор посвятил всем безымянным юным героям войны .которые отчаянно и смело ,наравне со взрослыми ,защищали Родину Об одном жалеет танкист .: "И только не могу себе простить : Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, — забыл его спросить." Начальные и последние строки стихотворения ,повторяясь ,создают кольцевую композицию .которая придаёт стихотворению законченность и стройность .
А у погибших или раненых воинов часто на груди находили переписанные от руки стихи Твардовского ,Симонова ,Исаковского .Эти стихи ,написанные людьми ,находящимися на передовой ,военными корреспондентами ,читались в солдатских землянках ,на привалах в лесу ,передавались из рук в руки ,из уст в уста .Эти стихи вели в бой солдатам выстоять .
Мне из поэзии военного времени наиболее ярким кажется стихотворение Твардовского "Рассказ танкиста"
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить
: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, — забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках
, Таскать им воду вёдрами не труд
. Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен
. Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился — столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал..
. Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» — «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером
, Стоит парнишка, мимо пули свищут, —
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал хлопец...»
И руку, как товарищу
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, — забыл его спросить.
Перед нами стихотворный публицистический очерк о юном герое войны .Твардовский назвал стихотворение "Рассказ танкиста" ,что указывает на достоверность истории и на то ,что у неё есть автор -.танкист ,которого фактически от смерти "бедовый хлопец" Во время боя за маленький городок нашим войскам не удавалось подавить огневую точку противника ,и "А он гвоздит, — не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт. "
Местный парнишка пронаблюдал ,откуда строчит враг ,он показал танкисту это место, и солдат говорит :"И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём."
Это стихотворение ,написанное в 1942 году, автор посвятил всем безымянным юным героям войны .которые отчаянно и смело ,наравне со взрослыми ,защищали Родину
Об одном жалеет танкист .:
"И только не могу себе простить
: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, — забыл его спросить."
Начальные и последние строки стихотворения ,повторяясь ,создают кольцевую композицию .которая придаёт стихотворению законченность и стройность .