Подснежник вместе с первыми зорьками алыми на прогалине чащи лесной, у берёз, меж сугробами талыми, распустился цветок голубой. помнит он, как за стужей томительной, оковавшей надолго луга, солнца луч золотой и живительный растопил на полянах снега. перед этою силой победною зашумели в долинах ручьи, и с улыбкою нежной и бледною лепестки развернул он свои. и волнуем надеждою сладостной, притаясь у подножья корней, полуробко он ждёт, полурадостно этих солнечных ясных лучей… художественные средства этого стихотворения.
Древнерусская литература до XVI в. была едина с литературой других православных стран. Общность религии была в данном случае даже важнее, чем общность литературного языка и близость национальных языков. Ибо общность эта включала и неславянские народы: румын и греков. Но было бы ошибочно считать, что эта общность была только в сфере церковной литературы . Общими, как уже сказано, были и такие светские памятники, как «Александрия» С, «Физиолог» ПС и пр. Русское влияние в южнославянских странах касалось исторической литературы и, как это установлено рядом исследователей, повлекло за собой создание сербских хронографов. При этом, если сравнить древнерусскую литературу не с русской литературой XVIII в. , а с другими литературами славянских и неславянских православных стран, то сразу заметен гораздо более светский характер древнерусской литературы .
Ни одна страна восточноевропейской литературной общности XI—XVI вв. не имела такой развитой исторической литературы, как Россия. Ни одна страна не имела и такой развитой публицистики. Древнерусская литература, хотя и носит в целом религиозный характер, выделяется, однако, среди литератур других стран Южной и Восточной Европы обилием светских памятников. Вместе с тем о религиозном характере древнерусской литературы можно говорить лишь в пределах до XVII в. В XVII в. именно светские жанры становятся ведущими. Светский характер носит так называемая литература барокко — произведения Симеона ПолоцкогоС, Сильвестра МедведеваС, Кариона Истомина, Андрея Белобоцкого и др. Развиваются и те светские элементы в литературе, которые были в ней представлены традиционно: историческая литература и литература путешествий. Появляются рыцарский роман и авантюрные повести. Следовательно, светский характер русской литературы формировался постепенно, переход совершался в течение всего XVII в. (а частично и раньше) и в течение первой половины XVIII в.