«Настоящую нежность не спутаешь…» (1913). Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!
Это стихотворение было написано во время брака А. Ахматовой с Н. Гумилёвым. Несмотря на то, что это был союз двух творческих людей (а может, и благодаря этому), брак не был счастливым. Н. Гумилёв, один из крупнейших поэтов и путешественников своего времени, постоянно был в разъездах. Анна же вела светскую жизнь, что не могло не привести к ревности и недопониманию в семье.
В данном стихотворении прежде всего необходимо обратить внимание на ритм. Он так прост, что кажется, что перед нами не произведение искусства, а дневниковая заметка. Однако первое впечатление обманчиво. В композиции стиха - от лирической первой строфы до почти кричащей последней - мы видим постепенно поднимающийся из души лирической героини, еле сдерживаемый гнев, обиду на человека, которому было адресовано послание. Настоящая нежность тиха и идёт из глубины души; адресат же ахматовских строк выполняет только формальные условности, на самом же деле он стремится подчинить героиню себе, обладать ею целиком, чему служат подтверждением неоднократные "несытые взгляды". Это не остаётся незамеченным героиней - мы видим всего в шести строках и едва замаскированную иронию по поводу того, что настоящую нежность адресат проявить не в состоянии. Однако показные формальности не могут заглушить ахматовскую тоску по настоящим человеческим чувствам - тихой, непоказной нежности.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Это стихотворение было написано во время брака А. Ахматовой с Н. Гумилёвым. Несмотря на то, что это был союз двух творческих людей (а может, и благодаря этому), брак не был счастливым. Н. Гумилёв, один из крупнейших поэтов и путешественников своего времени, постоянно был в разъездах. Анна же вела светскую жизнь, что не могло не привести к ревности и недопониманию в семье.
В данном стихотворении прежде всего необходимо обратить внимание на ритм. Он так прост, что кажется, что перед нами не произведение искусства, а дневниковая заметка. Однако первое впечатление обманчиво. В композиции стиха - от лирической первой строфы до почти кричащей последней - мы видим постепенно поднимающийся из души лирической героини, еле сдерживаемый гнев, обиду на человека, которому было адресовано послание. Настоящая нежность тиха и идёт из глубины души; адресат же ахматовских строк выполняет только формальные условности, на самом же деле он стремится подчинить героиню себе, обладать ею целиком, чему служат подтверждением неоднократные "несытые взгляды". Это не остаётся незамеченным героиней - мы видим всего в шести строках и едва замаскированную иронию по поводу того, что настоящую нежность адресат проявить не в состоянии. Однако показные формальности не могут заглушить ахматовскую тоску по настоящим человеческим чувствам - тихой, непоказной нежности.