Всем известная сказка «царевна-лягушка» является волшебной (мифологической), так как в основе ее сюжета много архаичных элементов: анимистическое представление о возможности брака человека и животного, магические действия, слова и предметы, традиционный мотив добывания невесты у мифологического противника, наличие мифологических героев (василиса прекрасная, кощей бессмертный, баба-яга) и чудесных ( животные, добыть смерть кощея). героями сказки являются иван-царевич и его чудесная жена василиса прекрасная, типичные персонажи сказочного мотива «добывание невесты». характер ивана-царевича раскрывается в соответствии с народным этическим идеалом: он добр, честен, верен данному слову, способен ради любимого человека рисковать жизнью, милосерден по отношению к слабым. василиса прекрасная обладает магическими способностями, что роднит ее с мифологическими персонажами (кощеем и бабой-ягой) и миром природы (она вынуждена оставаться до определенного времени в образе лягушки). встречи героев и временной разлуки по вине ивана-царевича является основой сюжета, который открывается традиционным зачином, вводящим в особый мир сказки. экспозицией является решение царя женить трех сыновей необычным образом: пустив стрелу «по белу свету», т.е. положившись на судьбу. стрела младшего сына упала в болото и подхватила ее лягушка. кажется, что решение героя взять лягушку в жены можно считать завязкой сюжета, однако это не так, потому что это действие не является началом конфликта сил добра и зла, который обязателен для развития действия и достижения кульминации и развязки. в данной сказке продолжительная экспозиция: она включает три испытания жен царевичей и завершается необдуманным поступком ивана-царевича – сжиганием кожи лягушки. следовательно, завязкой сюжет является нарушение запрета, которое нарушает равновесие сил добра и зла и василиса прекрасная вынуждена подчиниться воле кощея. иван царевич отправляется на поиски жены и проявляет смелость при встрече с бабой-ягой и доброту при встрече с животными. с мифологического (бабы-яги) и ему животных он достигает кульминации: добывает магический предмет – яйцо, в котором заключена смерть кощея и побеждает его. смерть кощея является развязкой сказочного сюжета, а возвращение героев домой – традиционной концовкой.
ответ:
«коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре»
«традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве»
«некоторые актуальные проблемы современной фольклористики»
«об изучении былин»
«фольклористика как филологическая дисциплина»
«принципы жанрово-тематической классификации сказок»
«системный анализ и фольклорного стиля»
«классическое наследство в эпосоведении и его значение для современной науки»
«национальная специфика жанра в свете сравнительной поэтики»
объяснение: