Петр Андреевич Гринев не только герой повести, но и повествователь, от лица которого ведется рассказ, Гринев-рассказчик-пожилой человек,рассказывающий о своей жизни, он думающий, умный, наблюдательный человек, размышляющий над самыми разными проблемами.Как же Гринев стал таким? Обратимся к детству Гринева. На первый взгляд может показаться, что это детство обыкновенного дворянского недоросля, из которого должен был получиться фонвизинский Митрофан. Он бездельничает, развлекается, не читает, не учится, грамоту освоил лишь к 12 годам, а из географической карты предпочел сделать змея. Но что же тогда сделало его добрым, благородным, честным человеком? Ведь предпосылки к формированию личности закладываются в детстве.Прежде всего, это теплая атмосфера в семье. В ней царит теплота и взаимоуважение. И Петруша наверняка любит родителей, особенно матушку.Француз Бопре свою роль в становлении героя – мальчик был предоставлен самому себе. Это пошло ему на пользу: у мальчика было время, чтобы думать и самому познавать окружающий мир. Бопре обучил мальчика фехтованию, что сделало Гринева «опасным противником» для Швабрина.У Петруши в «дядьках» был удивительный Савельич. Благодаря стремянному Савельичу, Петруша «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».Под надзором Савельича Петруша также выучился русской грамоте. Однако самое главное – это то,что возле него всегда был преданный и любящий его человек.Можно думать, что самое большое влияние в детстве и юности на Гринева оказал отец. Это был человек чести. Гринев-отец отправляет сына служить не в блестящий Петербург, где у него были связи, а в захолустный Оренбург, чтобы тот настоящую службу, а не развлекался в столице. «Береги честь смолоду» – с таким напутствием выпускает он сына в жизнь. Первое испытание, выпавшее на долю юного Гринева – проигрыш Зурину.Гриневу плохо. Он не мог внять совету Савельича и не отдать деньги: для дворянина карточный долг – это долг чести.А деньги были у Савельича,и тот не хотел их давать. Гриневу пришлось проявить «барскую волю» и даже грубость, но только как крайнее средство.Но, произнеся «барственную» фразу,Гриневу становится стыдно перед Савельичем,и он,барин,просит прощения у своего слуги. Чтобы проследить становление героя, вовсе не обязательно анализировать всю его жизнь шаг за шагом. В жизни человека могут быть особые, переломные, моменты, и тогда на изломе судьбы человек особенно ярко раскрывается, а иногда и меняется. Наиболее значительны в жизни Гринева три момента: любовь к Маше Мироновой, пугачевщина и невесты,арест и суд. Велика сила любви: она может сделать человека и пронзительно счастливым, и отчаянно несчастным, выявить в нем и самое хорошее, и самое плохое. Милого, доброго, честного Гринева любовь еще больше облагородила и открыла для него новый мир: он стал читать, заниматься переводами и даже писать стихи. Но главное, что проявила в Гриневе любовь, – это благородство, которым впоследствии будут окрашены все его поступки.Тогда Гринев еще не понимал силу своей любви к Марье Ивановне. Он это понял, когда страшные исторические события ворвались в их обычную человеческую жизнь.Когда стало известно о приближении Пугачева, Гринев думал об опасности, которая грозит его любимой. Именно он напоминает коменданту, что нужно позаботиться о женщинах. С этой минуты уже нет ни барского "недоросля", ни пылкого юноши, впавшего в мрачное молчание, а есть благородный рыцарь.Рыцарем Гринев и останется на всем протяжении и до конца романа.Гринев предстает перед судом. Здесь его благородство и рыцарство проявляются особенно обостренно: он верит в человечность судей и поэтому решается «перед судом объявить сущую правду, полагая сей защиты самым простым, а вместе и самым надежным», Возможно, Гринев оказался бы прав, если бы не его рыцарское отношение к невесте: даже ради своей жизни он не захотел произнести ее имя в суде. Так барчук, необразованный недоросль, превратился в храброго благородного рыцаря.
“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей. Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает... Помрешь —отдохнешь...” Но эти утешения никому не так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь. Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”. Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.
Первое испытание, выпавшее на долю юного Гринева – проигрыш Зурину.Гриневу плохо. Он не мог внять совету Савельича и не отдать деньги: для дворянина карточный долг – это долг чести.А деньги были у Савельича,и тот не хотел их давать. Гриневу пришлось проявить «барскую волю» и даже грубость, но только как крайнее средство.Но, произнеся «барственную» фразу,Гриневу становится стыдно перед Савельичем,и он,барин,просит прощения у своего слуги.
Чтобы проследить становление героя, вовсе не обязательно анализировать всю его жизнь шаг за шагом. В жизни человека могут быть особые, переломные, моменты, и тогда на изломе судьбы человек особенно ярко раскрывается, а иногда и меняется. Наиболее значительны в жизни Гринева три момента: любовь к Маше Мироновой, пугачевщина и невесты,арест и суд.
Велика сила любви: она может сделать человека и пронзительно счастливым, и отчаянно несчастным, выявить в нем и самое хорошее, и самое плохое. Милого, доброго, честного Гринева любовь еще больше облагородила и открыла для него новый мир: он стал читать, заниматься переводами и даже писать стихи. Но главное, что проявила в Гриневе любовь, – это благородство, которым впоследствии будут окрашены все его поступки.Тогда Гринев еще не понимал силу своей любви к Марье Ивановне. Он это понял, когда страшные исторические события ворвались в их обычную человеческую жизнь.Когда стало известно о приближении Пугачева, Гринев думал об опасности, которая грозит его любимой. Именно он напоминает коменданту, что нужно позаботиться о женщинах. С этой минуты уже нет ни барского "недоросля", ни пылкого юноши, впавшего в мрачное молчание, а есть благородный рыцарь.Рыцарем Гринев и останется на всем протяжении и до конца романа.Гринев предстает перед судом. Здесь его благородство и рыцарство проявляются особенно обостренно: он верит в человечность судей и поэтому решается «перед судом объявить сущую правду, полагая сей защиты самым простым, а вместе и самым надежным», Возможно, Гринев оказался бы прав, если бы не его рыцарское отношение к невесте: даже ради своей жизни он не захотел произнести ее имя в суде. Так барчук, необразованный недоросль, превратился в храброго благородного рыцаря.
“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.
Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает... Помрешь —отдохнешь...” Но эти утешения никому не так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.
Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.