Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка».
Вспомним технологию написания сочинения.
1.Самое главное – это вдуматься в формулировку темы, т.е. выбрать «свою», над
которой будете работать.
Я напоминаю вам темы:
«Береги честь смолоду: проблема чести и достоинства в романе «Капитанская дочка»
«Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Образ Емельяна Пугачёва в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.В дальнейшей работе необходимо помнить об основной мысли сочинения, в
противном случае можно уйти от темы. Отклониться от нее или подменить другой.
Чтобы этого избежать, необходимо тщательно отобрать материал.
3.Определите, какой тип текста вы будете использовать. (в основном рассуждение)
4. А каков стиль речи? (художественный)
5. Нужно обязательно составить план.
План нам нужен для любой темы. Вспомним, из чего он состоит.
Как известно, едва ли не самое трудное – это начать, т.е. написать введение.
- Что сюда можно включить и каким оно может быть?
По объему введение может быть 5-6 предлжений
- Например, вы можете воспользоваться введением «Связь с современностью» и
начать его такими словами:
«В наше время ощущается дефицит милосердия, когда основной ценностью стали
деньги, а не желание прийти на из чувства сострадания. Для нашего
поколения ярким примером милосердия и человечности являются герои произведения
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Или
Честь и достоинство -это нравственные категории. По ним мы можем судить о
человеке.По своему содержанию понятия очень близки. Я думаю, что честь-
это…Именно человеком, обладающим этими качествами, увидели мы в произведении
«Капитанская дочка» А.С.Пушкина Петра Гринёва
- И далее вы перейдете к основной части.
Формулировка основной части не должна совпадать с темой сочинения. Эту часть
необходимо расширить 3-4 подпунктами, где вы, используя доказательства, факты,
цитаты, эпиграфы, будете раскрывать мысль сочинения.
Например, «Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
а) портрет героини
б) характер героини
в) испытания, выпавшие на долю Маши
Эпиграф к сочинению вам настроиться на то, о чем пойдет речь.
Как вы думаете, к какой теме подойдёт данный эпиграф?
«… нельзя было ее узнать и не полюбить
- Заключение строиться по тому же принципу, что и введение. Вы можете взять любой из
видов и закончить сочинение.
Например, «Из неопытного юноши Петр Гринев превращается в молодого человека,
защитить свою любовь, сохранить верность и честь»
Далее ваша работа заключается в следующем:
- написать черновик сочинения
- проверить его, сделав необходимые пометки
- прочитать для себя вслух и к следующему уроку(к уроку русского языка!) сдать готовое
сочинение.
Следите за своими словами, чтоб ваша речь была выразительной, точной, яркой.
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно назвать гимном чести и благородства в русской литературе. В книге одновременно рассказывается о крестьянском восстании XVIII века и воспитании молодого поколения людей, и, конечно, о преданной и смелой любви.
Писатель очень ответственно подготовился к рассказу об исторических событиях того времени – изучал достоверные источники, документы и свидетельства очевидцев. Все события повести автор рассказывает от имени Петра Гринева – молодого офицера.
В семье Гриневых с самого детства Петр знал, что честь и достоинство любого человека – это высшая ценность. Поэтому молодой, семнадцатилетний парень, ни разу не отступил от своих принципов. Даже в тяжелые времена – попав в гущу восстания, находясь на волосок от казни и смерти, Петр остался верен присяге Отечеству и самому себе. Автор изображает Петра положительно – он настоящий сын Отечества.
Маша Миронова, дочь капитана Миронова, была воспитана как настоящая, идеальная русская девушка – послушная, скромная, с высокими моральными принципами. Ей чужды расчет и жажда обогащения. Всё, что для неё важно – это любовь и благополучие её близких. Ради близких людей она готова на всё – даже поступиться своими принципами. Именно поэтому она едет к Екатерине II, чтобы Петру обрести свободу. Такая девушка достойна уважения.
Ключевым персонажем является Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания. Он играет в жизни молодых людей важную роль. Противоречивый персонаж сначала убивает отца Маши, потом избавляет Петра от казни и Машу от Швабрина. Все знали Пугачева только как бунтаря, жестокого и глупого. Пушкин же показал, что этот человек на добрые и благородные поступки.
С появления Пугачева в тексте произведения автор размышляет о роли личности в истории. Организовавший восстание простой крестьянин, казак, смог внести смуту в жизни целой страны, и Пушкин размышляет – почему простому человеку удалось это сделать, что не так в стране, что нужно сделать, чтобы не было таких восстаний.
Лейтмотивом произведения является честь и достоинство, благородство и человечность. Писателю удалось создать такие образы главных героев, которые достойны уважения и почитания. Вероятно, это послание нам, потомкам, чтобы мы прочитали эту повесть и задумались – те ли ценности мы чтим, и не нужно ли нам измениться, пока время не ушло
upd: Думаю, На 4-5 потянет, Но не советую списывать в целом, ибо учителя не боты)