В "Слове о полку..." рассказывается о неудачном походе князя Игоря на врагов. Казалось бы, разве такая тема может быть актуальной и сегодня? Конечно, может. "Слово.." проникнуто болью за родную землю, мыслями о важности единения и свободы. Только став единым целым, наше государство сможет достичь расцвета.
Единый народ имеет общие взгляды, которые сделают нашу страну мощной. Нельзя помнить обиды Если бы Игорь вооружился поддержкой других князей, то результат похода мог бы быть иным. В "Слове..." звучит вера в великое будущее нашей страны, так давайте же делать все для ее процветания, вспоминая советы наших предков!
К зоологизмам Щедрин прибегает еще в начале своего творчества и разрабатывает их почти во всех произведениях. В сказках это становится одним из важнейших приемов характеристики социальных типов. Эквивалент помещика намечен в образе зверя («Дикий помещик»).
Он одичал, весь оброс волосами. Ходил же все больше на четвереньках. Но хвоста еще не приобрел. «Медведь на воеводстве» — сатира на административные принципы самодержавия.
Сказки — форма, наиболее доступная массам, и в них писатель как бы создавал своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа. Жизнь России запечатлена в них во множестве картин. Салтыков воспроизводит всю социальную анатомию общества, касается всех классов и группировок, затрагивает все общественные проблемы, изображает все взгляды на них — от реакционных до социалистических. Общий смысл цикла — показ невозможности разрешения всех противоречий без активной борьбы.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего миллионами голосов, из которых один — агонизирующий вопль, другие — победный клик. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему циклу. В идейном смысле можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение обывателей, изображение народных масс и пропагандирование социального идеала. Все темы существуют в тесной связи друг с другом. К первой теме можно отнести сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В одной высмеяны административные принципы, во второй — псевдопросветительство, в третьей царизм уподобляется гниющему трупу мнимого богатыря. Сатира обрушивается и на дворянство и буржуазию: образы помещика, генерала, волков, лисиц, щук и т. д. Показано их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простил мышь. Салтыков-Щедрин ниспровергает все, что может усыпить бдительность их жертв. «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».
Психология запуганного среднего человека отразилась в образах «премудрого пискаря», «самоотверженного зайца», «вяленой воблы». Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшегося в темную нору, сатирик вызывает презрение к тем, кто уходит от активной общественной борьбы в круг своих мелких интересов. В сказке «Самоотверженный заяц» изображена покорность и надежда на милосердие хищников. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. А здравомыслящий заяц — это при к режиму насилия.
«Карась-идеалист» выступает выразителем идеалов утопического социализма. Трагизм сказки в том, что прогрессивная интеллигенция не знает истинных путей борьбы и гибнет. В сказках о народе повествуется о страданиях, беспросветном труде («Деревенский пожар»), вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о тщетных его попытках найти правду («Ворон-челобитчик»). Источником раздумья становится контраст между привычкой безропотно переносить трудности, пассивностью и духовной стойкостью. Персонажи с выпяченными ребрами и обожженными ластами, с разбитыми ногами — символ народной силы и вековой забитости, громадины, не осознавшей своей мощи.
Салтыков пытается искать истоки освобождения от этих пороков в народе, но сомневается в возможности народа осознать себя как общественную силу и подняться на борьбу. В этом идейный смысл «Сказок». Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, дабы сделать ее доступной читателю. Источник художественного богатства «Сказок» — народное искусство. Слова и образы взяты из народных сказок и легенд, из пословиц и поговорок.
В «Сказках» высокой степени достигает ирония писателя: сатирик восхищается здравомыслящим зайцем, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору», возмущался мужиком, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». «Сказки» Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
В чем актуальность "Слова о полку..." в наши дни?
В "Слове о полку..." рассказывается о неудачном походе князя Игоря на врагов. Казалось бы, разве такая тема может быть актуальной и сегодня? Конечно, может. "Слово.." проникнуто болью за родную землю, мыслями о важности единения и свободы. Только став единым целым, наше государство сможет достичь расцвета.
Единый народ имеет общие взгляды, которые сделают нашу страну мощной. Нельзя помнить обиды Если бы Игорь вооружился поддержкой других князей, то результат похода мог бы быть иным. В "Слове..." звучит вера в великое будущее нашей страны, так давайте же делать все для ее процветания, вспоминая советы наших предков!
К зоологизмам Щедрин прибегает еще в начале своего творчества и разрабатывает их почти во всех произведениях. В сказках это становится одним из важнейших приемов характеристики социальных типов. Эквивалент помещика намечен в образе зверя («Дикий помещик»).
Он одичал, весь оброс волосами. Ходил же все больше на четвереньках. Но хвоста еще не приобрел. «Медведь на воеводстве» — сатира на административные принципы самодержавия.
Сказки — форма, наиболее доступная массам, и в них писатель как бы создавал своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа. Жизнь России запечатлена в них во множестве картин. Салтыков воспроизводит всю социальную анатомию общества, касается всех классов и группировок, затрагивает все общественные проблемы, изображает все взгляды на них — от реакционных до социалистических. Общий смысл цикла — показ невозможности разрешения всех противоречий без активной борьбы.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего миллионами голосов, из которых один — агонизирующий вопль, другие — победный клик. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему циклу. В идейном смысле можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение обывателей, изображение народных масс и пропагандирование социального идеала. Все темы существуют в тесной связи друг с другом. К первой теме можно отнести сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В одной высмеяны административные принципы, во второй — псевдопросветительство, в третьей царизм уподобляется гниющему трупу мнимого богатыря. Сатира обрушивается и на дворянство и буржуазию: образы помещика, генерала, волков, лисиц, щук и т. д. Показано их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простил мышь. Салтыков-Щедрин ниспровергает все, что может усыпить бдительность их жертв. «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».
Психология запуганного среднего человека отразилась в образах «премудрого пискаря», «самоотверженного зайца», «вяленой воблы». Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшегося в темную нору, сатирик вызывает презрение к тем, кто уходит от активной общественной борьбы в круг своих мелких интересов. В сказке «Самоотверженный заяц» изображена покорность и надежда на милосердие хищников. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. А здравомыслящий заяц — это при к режиму насилия.
«Карась-идеалист» выступает выразителем идеалов утопического социализма. Трагизм сказки в том, что прогрессивная интеллигенция не знает истинных путей борьбы и гибнет. В сказках о народе повествуется о страданиях, беспросветном труде («Деревенский пожар»), вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о тщетных его попытках найти правду («Ворон-челобитчик»). Источником раздумья становится контраст между привычкой безропотно переносить трудности, пассивностью и духовной стойкостью. Персонажи с выпяченными ребрами и обожженными ластами, с разбитыми ногами — символ народной силы и вековой забитости, громадины, не осознавшей своей мощи.
Салтыков пытается искать истоки освобождения от этих пороков в народе, но сомневается в возможности народа осознать себя как общественную силу и подняться на борьбу. В этом идейный смысл «Сказок». Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, дабы сделать ее доступной читателю. Источник художественного богатства «Сказок» — народное искусство. Слова и образы взяты из народных сказок и легенд, из пословиц и поговорок.
В «Сказках» высокой степени достигает ирония писателя: сатирик восхищается здравомыслящим зайцем, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору», возмущался мужиком, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». «Сказки» Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.