ЖИЛ-ДА БЫЛ НА СВЕТЕ БЫК. СИЛЫ У НЕГО БЫЛО ОГО-ГО СКОЛЬКО, ДА ВОТ УМА КАК У СОННОЙ МУХИ. И ВОТ ДНЁМ, ПОШЁЛ БЫК К ВОДОЁМУ. А ТАМ ЖИВОТНЫХ СТОЛЬКО МНОГО, ЧТО НЕ ПРОЙТИ! А ДЕЛО БЫЛО В ТОМ ЧТО ЗАСУХА ПРИШЛА, И ВОДОЁМ ВЫСОХ. ДУМАЮ ЗВЕРИ: <КАК ЖЕ ТЕПЕРЬ ЖИТЬ БЕЗ ВОДЫ?> И ВОТ ВЫШЕЛ ГЛАВНЫЙ КОРОЛЬ ЗВЕРЕЙ- ЛЕВ. И НАЧАЛ ГОВОРИТЬ:<ВОТ И ПРИШЛА ЗАСУХА! НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ.> И БЫК НАЧАЛ ГОВОРИТЬ ПЕРЕБИВАЯ ЛЬВА:< Я,Я! Я ЗНАЮ ЧТО ДЕЛАТЬ! НАДО МОЕЙ СИЛОЙ ПРОБИТЬ ЗЕМЛЮ, И ОТ ТУДА ПОЛЬЁТСЯ ВОДА.> И ТУТ ПОДОШЁЛ СТРАУС. ТОТ СТРАУС, БЫЛ УЖ ОЧЕНЬ УМНЫЙ! И НАЧАЛ СТРАУС ГОВОРИТЬ:<НЕ НАДО НИЧЕГО ПРОБИВАТЬ! ПРОСТИ ДАЛЬШЕ НЕТУ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИДУМАЕШЬ(
Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 г., когда поэту было всего шестнадцать лет. Оно было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой — точка. Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел. Лермонтов употребляет эпитеты тихая, святая, характеризуя слово песня. Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песни ангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: хвала его непритворна была.Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, что читатель как бы спотыкается о него. Этот диссонанс создается не только лексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дважды встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному, музыкальному звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук[р] — всего 5 раз, из них дважды — в слове непритворна). В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о небе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мир печали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучные песни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась, говоря о душе, принесенной ангелом на землю. Этим словом он также передает свое отношение к миру земному: он и сам томился среди «бездушьем стянутых масок». Стихотворение удивительно мелодично.Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворение состоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположения главных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой [— =]. И только для последнего четверостишия использован обратный порядок: [= -]. Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм, рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный [л]. Возможно, не случайно и то, что звук [р] встречается всего 5 раз (непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этим звуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю». Наряду со стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет слова поэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность. Слова-антонимы небо и земля занимают в стихотворении особое место, усиливая противопоставление контрастных образов земли и неба (со слова небо стихотворение начинается, а словом земля оно заканчивается).Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, и звезды, и. тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении одного и того же союза в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. В заключение заметим, что это лермонтовское произведение было любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутко воспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало...».
ПРОСТИ ДАЛЬШЕ НЕТУ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИДУМАЕШЬ(