«Тамань» - первая из повестей, написанная от лица Печорина. Читатель особо внимателен к его признаниям. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя - со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных контрабандистов", как и играет судьбой Бэлы. Очутившись в хате на крутом морском берегу, Печорин мгновенно замечает и лунный свет, и обрывистый берег, беспокойную морскую стихию и слепого мальчика. Разглядывая дом, он замечает, что на стене нет ни одного «образка» , что совсем не характерно для обычных людей того времени. Всё как будто бы говорит о том, что это место нечисто. И действительно, обещанное нечистое начинает сбываться - Печорин обнаруживает, что обитатели ведут ночной образ жизни. Как же он себя ведёт? У Печорина характер глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Поняв, что перед ним контрабандисты, Печорин инстинктивно тянется к ним, романтизируя их отношение к свободе. Предостережения денщика и урядника только распаляют его азарт. Печорин начинает игру с прекрасной девушкой-контрабандисткой. Он откликается на зов тревожной, опасной, манящей свободой жизни контрабандистов. Героиня повести имени не имеет. Это не случайно - автор хочет показать лишь женскую обольстительную природу. Эта «женская природа» описывается с контрастов, изменчивости, чувственности. Но впоследствии эта невинная женственность обернется совсем другой стороной - девушка чуть не утопит Печорина в море. Это станет платой Печорина, платой за смерть Бэлы, плата за неограниченную страсть. «Честные контрабандисты кажутся свободными, романтичными, загадочными и привлекательными, однако их мир разочаровывает Печорина. Сбежав с Янко, девушка обрекает старуху со слепым мальчиком на голодную смерть, однако, какое ему, Печорину, до этого дело? Он ощущает себя чужим везде: контрабандисты свои в морской стихии, а он не умеет плавать, они вольны выбирать местожительство, а ему предписано ехать на Кавказ.
Урок литературного чтения .Тема урока: М.Горький «Воробьишко»Цели урока: учить конструированию логических высказываний;Создавать на уроке ситуации формированию коммуникативных умений, учить творческой работе в группах, учить через мысли, ассоциации, чувства, вести к пониманию идеи произведения; воспитывать чувства любви и нежности к матери.Оборудование: портрет М.Горького, книжная выставка . Ход урока-Орг. момент.Сегодня на уроке вы самостоятельно будете добывать знания. Подумайте и скажите что композитору в создании музыкального произведения?(настроение, вдохновение ,ноты, обстановка и т. д).Главное- ноты. А художнику?(краски)А мы с вами будем добывать наши знания с слов, создавать красивые и правильно построенные предложения.Обратите ваше внимание на слова ,написанные на доске.«Любовь, я думал, сильнее смерти и страха сильнее.Только ею , только любовью держится и движется жизнь!» И.Тургенев.-Как вы понимаете значения слова- любовь?(ответы уч-ся) Обратимся к толковому словарю Даля и уточним.Работа в тетрадях.К слову –любовь запишите ваши ассоциации ,какая на ваш взгляд бывает она.(дружеская. взаимная, горячая, сыновья, материнская и т . д.)-Выберите и подчеркните ту запись, которая ближе всех по вашему состоянию души.Почему выбрали именно -материнская? ( ответы детей).Конечно любим в первую очередь тех, кого знаем, своих родных и близких.Как вы думаете , окружаюшие нас птицы нуждаются в нашей заботе? Много мы знаем о них.Краткое сообщение о воробье .Какой текст прослушали?(научно-популярный)Об этих птицахНаписано много писателями и В.Бианки, С.Есенин, Н.Рубцов. Сегодня вы познакомитесь с произведением М Горького «Воробьишко». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.-Знакомство с текстом.(чтение уч-ся)-Кто главный герой рассказа?-Что о нем узнали?-Как произошло, что он вывалился из гнезда?-Чем это могло закончиться?Словарная работа. Пичужки, желторотый, наличник, пакля.РАБОТА В ГРУППАХ.-В тетрадях .Напишите ваши ассоциации ,какой он воробьишко?(глупый, непослушный ,безответственный) Дополнила каждая группа свои.Подчеркните то определение ,которое точно характеризует Пудика?Почему?-Попробуйте определить настроение произведения.Все высказывания записываются в тетради и на доске.поучительный печальный грустный смешной волнующий радостный задумчивый и другиеВсе группы делят текст на части.1группа- пересказывает 1 часть.2 группа - чтение 2 части в лицах.3 группа - составить картинный план и 3 часть прочитатьВ какой момент у вас было чувство страха за Пудика? Как мы такие моменты называем?(кульминация).-Кому своей жизнью обязан воробьишко?Подберите к слову МАМА- ассоциации. Проверка и дополнения.-Как вы думаете, что побудило воробьиху броситься на кошку?(Она жертвует собой ради непослушного сына).Что сделало ее сильной?( любовь к нему)Вы видите, на что родительская любовь.У вас на партах сердечки ,почему как вы думаете?-(Любовь- это чувство , идущее из глубины души.)Материнское сердце защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь.Подведение итога урока.-Что автор имел в виду ,когда писал строки:»У воробьев совсем так же как у людей….»-Какая основная идея произведения? О чем должны помнить всегда?(«Если маме не верить, то то это может плохо кончиться»)Молодцы! Все работали дружно .Сердечки подарите своим мамам.