1. был осужден по статье "за измену родине". 2. потому что все его дни - это недосыпание, недоедание, холод, а в описанный автором день шухову повезло: он две лишних порции ухватил, его не увидели надзиратели, пока он шёл в медчасть, не нашли его заначку на "шмоне", не посадили в карцер. 3. общение с другими зэками: они зовут друга по имени-отчеству, чтобы сохранить уважение друг к другу и остаться людьми. также в столовой шухов соблюдает свои моральные ценности: снимаем шапку, в то время как другие едят в головных уборах. шухов не выпрашивает сигаретку, а молча ждёт, пока ему предложат. 4. о тюрине (бригадире). он своему отряду заключённых, именно тюрин договорился с начальством, чтобы их отряд не вели в открытое поле, на самое холодное место, работать. о кильдигсе (латыше). считает его человеком понимающим и мастером на все руки. именно с ним иван денисович любит работать. о гопчике (шестнадцатилетнем пареньке). гопчик, по мнению ивана денисовича, хороший и напоминает ему о своём сыне. 5. к фетюкову. считает фетюкова "шакалом", который прислуживается за еду, не имеет чувства собственного достоинства, который курит бычки от сигарет, выкинутые и докуренные зэками. к пантелееву, потому что пантелеев - "стукач".
Рогдай описан как "кровавых битв искатель, надежда киевлян,
Людмилы мрачный обожатель"
Неукротимая тоскующая душа, смущаемая злым духом,
томимая глухими предчувствиями-это Рогдай, противник
Руслана и претендент на руку Людмилы.
Неподвижным символом присутствует на свадьбе Рогдай.
Руслан помешал ему больше чем другим.
Ведь, судя по тексту, исходя из личных заслуг, он имел
большие шансы.
…Рогдай угрюм, молчит — ни слова...
Страшась неведомой судьбы
И мучась ревностью напрасной,
Всех больше беспокоен он,
И часто взор его ужасный
На князя мрачно устремлен…
Рогдай начинает совершать действия, проявляет
свои главные качества, всё более отрицательные,
Характеристики Рогдая –
немногочисленные, но точные и направляющие:
…Один — Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей…
…То был кровавых битв искатель,
Рогдай, надежда киевлян…
Надежда киевлян?
Неужели это и есть тот, на кого народ надеется и
уповает во всём, в том числе и в Людмилы?!
Уповает, конечно, безутешно и надеется зря, потому
что Рогдай отступает от своей прямрй цели.
Обладание Людмилой бледнеет перед желанием
не иметь соперника.