Цель: совершенствовать письменные речевые умения, а также навыки работы с текстом произведения; развивать ассоциативное мышление и расширять литературный диапазон.
Мы взрослых за то презираем,
Что скучны и серы их дни.
Мы знаем, мы многое знаем того,
Что не знают они.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Работа над темой урока
(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)
1. Текстуальная работа
В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:
1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);
2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);
3) «нет в мире совершенства» (Лис);
4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);
5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);
6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);
7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);
8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).
Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?
2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями
— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.
Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».
Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)
Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?
3. Обращение к эпиграфу урока
Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)
4. Продолжение слова учителя
— Хотя, конечно, не все взрослые не увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.
5. Попытка определения темы и основной мысли сказки
«Маленький принц»
(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.
Индивидуальные творческие задания:
1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».
2) ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?
Древнерусская литература — русская литература в период с XI по XVII век. Характерна тесной связью с византийской и болгарской литературными традициями и аскетической христианской направленностью. Часть так называемой Slavia Orthodoxa (современный термин), литературной общности православных славян, существовавшей с IX века до начала Нового времени в условиях единой языковой среды (церковнославянский язык, его изводы, а также близкие к ним национальные литературные языки) и имевшей единый литературный фонд. Древнерусская литература не механически заимствовала, но творчески преобразовала византийскую и болгарскую литературные традиции, с которыми она была тесно связана. Русь усваивала аскетическую византийскую традицию и не приобщалась к столичной константинопольской культуре, воспринимала только собственно христианскую литературу, исключая античную, имевшую широкое распространение в Византии. Одна из причин этого заключается в том, что схожая ситуация уже была создана в южнославянской литературе, ставшей для русской образцом. Античное наследие, ставшее в Византии основой светской образованности, воспринималось на Руси как языческое, а потому вредное для человеческой души и не имеющее культурной ценности[2][5][6]. В качестве источников использовались не только греческие тексты, но и актуальные западные образцы, скандинавские и западнославянские.
Мы взрослых за то презираем,
Что скучны и серы их дни.
Мы знаем, мы многое знаем того,
Что не знают они.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Работа над темой урока
(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)
1. Текстуальная работа
В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:
1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);
2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);
3) «нет в мире совершенства» (Лис);
4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);
5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);
6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);
7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);
8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).
Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?
2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями
— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.
Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».
Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)
Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?
3. Обращение к эпиграфу урока
Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)
4. Продолжение слова учителя
— Хотя, конечно, не все взрослые не увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.
5. Попытка определения темы и основной мысли сказки
«Маленький принц»
(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.
Индивидуальные творческие задания:
1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».
2) ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?