Народная русь предстала в «певцах» и могучей, и бессильной. тургенев не идеализирует своего героя - носителя лучших черт национального характера. оставаясь верным действительности, он противопоставляет поэтическому образу чайки, навеянному песней якова, картину пьяного разгула, которым завершилось состязание. «…все было пьяно, - с грустью отмечает автор, - все, начиная с якова. с обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневши1′/, лицом» . этой «невеселой» картиной тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта. эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности. выдвинув на первый план в «певцах» драматическую судьбу талантливого артиста из народа, тургенев тем самым углубил идейно-художественный смысл рассказа. тема губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба его героев: стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком оболдуй, а моргач и целовальник, напротив, благоденствовали. в связи с этим новое значение приобрела и финальная сцена рассказа, повествующая о крестьянском мальчике антропке (которого ждет унизительное наказание) и формально, казалось бы, не связанная с сюжетом произведения. на самом деле она явилась логическим завершением идейно-художественного содержания «певцов» . в ней тургенев еще раз обратил внимание читателя на ужасное положение народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и. розги. по тону повествования и содержанию финальная сцена перекликается с вводной частью. «невеселое» впечатление рассказчика от разоренной колотовки вырастает в финале до ощущения трагизма судьбы порабощенною народа. описание колотовки («бурых по-луразметаппых крыш домов» , «выжженного, запыленного ныгонл, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы» , полувысохшего пруда со «сбитой набок плотиной» ) и всеобщего пьянства с его «нестройным, смутным гамом» , с взрывами «ярого смеха» носит социально заостренный характер. эти картины пронизаны гневным протестом писателя-гуманиста против рабского положения народа. тургенев верил, что народ, в среде которого такие талантливые люди, как яков, не может и не должен жить по-прежне как то так надеюсь правильно поняла