В «Деревне» Григорович сделал попытку изобразить не только и даже не столько жестокость помещиков по отношению к крестьянам (прихоть барина и его жены, выдавших Акулину замуж насильно изображается не слишком выразительно), сколько жестокость и неразрешимые внутренние противоречия, свойственные самим крестьянам. Нищета, рабское состояние, непосильный труд не дают возникнуть нормальным отношениям в крестьянской семье, предопределяют жестокость нравов деревни.
В повести подробно описываются излюбленные в русской литературе объекты - природа, деревня и дорога. Однако в описания Григоровича перед нами предстают не столько типичные для многих других русских писателей благостные картины, но то, как они видятся глазами страдающего человека. Деревня – скопище нищенских лачуг, кое-как предохраняющих человека от злодейки-природы. Дорога – слегка намеченное на теле земли пространство, по которому не столько из удобства, сколько, кажется, по привычке только и может передвигаться человек И ведет такая дорога, естественно, в место для крестьянина непонятное, чуждое, страшное, гиблое - в город. В городе не может быть нормальной жизни, спокойного, осмысленного бытия, душевного разговора, какого-либо живого и честного человеческого проявления. Центр, сердце города – базарная площадь. Жить человеку в этом месте, судя по всему, нельзя и добра от него ждать не следует. Так и выходит. Привязавшиеся к Антону еще по дороге городские люди - портной с приятелем, действующие в сговоре с конокрадами-цыганами, крадут лошадь Антона.
Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав, как мы отметили, представляет собой изложение авторского мировоззрения славянофильского толка, в том числе – в его художественном оформлении. Начинается оно, как и водится у писателей этого направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», - с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».
Достается, далее, как водится, и большим дорогам: ведь они - почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие». Одно – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении (Здесь и далее выделено нами. – С.Н., В.Ф.)». На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля.
Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией. Далее Григорович чуть ли не буквально воспроизводит цитировавшиеся нами ранее места из А.С. Хомякова про «истинное», «нутряное», «априорное» «знание древних старцев», которые ничему не учились, но все превзошли своим первобытным умозрением сердца
Рассказ Санькин Марал очень интересный. В детстве когда Санька был еще маленький он с папой пошел на охоту. И вовремя охоты они встретили большую маралуху. А возле нее стоял маленкий мараленнок. И Санька забрал его к себе. Только Саньку подпускает семилеток так близко, что тот гладит его спину, трогает рога и, обнявши за шею, ходит с ним по саду. как товарищ. Любит он Саньку и верит ему. Не за то что веселый мальчуган всегда приносит ему в торбочке овса, и не за то что. каждое его движение дышит лаской. Нет. Семилеток помнит, что ни разу он ни видел Саньку среди безумно ухаживающих всадников, которые безжалостно гоняют маралов перед срезкой рогов. Силы было столько, что хотелось вызвать на кровавый смертный бой всех стариков- быков. Лишь маралухи любовались им. когда он, фыркая, взбивал фонтаном землю. Так половину лета прогулял семилеток в горах. Рога его окрепли и засохли. Силен был Семилеток. Но вскоре опять устроили погоню за ним. И в этот раз его поймали. Его связали и разрезали рога. А когда его отпустили он пулей ринулся к саду и увидел как Санька держит его рога. Он замер, а после ринулся на Саньку и напал на него. Но один из мужиков вонзил топор ему в спину. И лежал семилеток дыша последними вдохами
В повести подробно описываются излюбленные в русской литературе объекты - природа, деревня и дорога. Однако в описания Григоровича перед нами предстают не столько типичные для многих других русских писателей благостные картины, но то, как они видятся глазами страдающего человека.
Деревня – скопище нищенских лачуг, кое-как предохраняющих человека от злодейки-природы.
Дорога – слегка намеченное на теле земли пространство, по которому не столько из удобства, сколько, кажется, по привычке только и может передвигаться человек
И ведет такая дорога, естественно, в место для крестьянина непонятное, чуждое, страшное, гиблое - в город. В городе не может быть нормальной жизни, спокойного, осмысленного бытия, душевного разговора, какого-либо живого и честного человеческого проявления. Центр, сердце города – базарная площадь.
Жить человеку в этом месте, судя по всему, нельзя и добра от него ждать не следует. Так и выходит. Привязавшиеся к Антону еще по дороге городские люди - портной с приятелем, действующие в сговоре с конокрадами-цыганами, крадут лошадь Антона.
Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав, как мы отметили, представляет собой изложение авторского мировоззрения славянофильского толка, в том числе – в его художественном оформлении. Начинается оно, как и водится у писателей этого направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», - с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».
Достается, далее, как водится, и большим дорогам: ведь они - почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие». Одно – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении (Здесь и далее выделено нами. – С.Н., В.Ф.)». На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля.
Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией. Далее Григорович чуть ли не буквально воспроизводит цитировавшиеся нами ранее места из А.С. Хомякова про «истинное», «нутряное», «априорное» «знание древних старцев», которые ничему не учились, но все превзошли своим первобытным умозрением сердца
Рассказ Санькин Марал очень интересный. В детстве когда Санька был еще маленький он с папой пошел на охоту. И вовремя охоты они встретили большую маралуху. А возле нее стоял маленкий мараленнок. И Санька забрал его к себе. Только Саньку подпускает семилеток так близко, что тот гладит его спину, трогает рога и, обнявши за шею, ходит с ним по саду. как товарищ. Любит он Саньку и верит ему. Не за то что веселый мальчуган всегда приносит ему в торбочке овса, и не за то что. каждое его движение дышит лаской. Нет. Семилеток помнит, что ни разу он ни видел Саньку среди безумно ухаживающих всадников, которые безжалостно гоняют маралов перед срезкой рогов. Силы было столько, что хотелось вызвать на кровавый смертный бой всех стариков- быков. Лишь маралухи любовались им. когда он, фыркая, взбивал фонтаном землю. Так половину лета прогулял семилеток в горах. Рога его окрепли и засохли. Силен был Семилеток. Но вскоре опять устроили погоню за ним. И в этот раз его поймали. Его связали и разрезали рога. А когда его отпустили он пулей ринулся к саду и увидел как Санька держит его рога. Он замер, а после ринулся на Саньку и напал на него. Но один из мужиков вонзил топор ему в спину. И лежал семилеток дыша последними вдохами
Объяснение: