В качестве личностного преодоления времени мечты у героя Достоевского уравниваются со снами. При первой встрече с Настенькой восторженный мечтатель признаётся: «Точно сон, а я даже и во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной» [2. (2;107)] – в этот момент герой воспринимает жизнь по аналогии с болезненным мировосприятием Ордынова, который в своих грёзах творчески преобразует действительность. Чуть позже Мечтатель говорит Настеньке, что уже много раз был влюблён «и в кого, в идеал, в ту, которая приснится во сне» [2. (2;107)] и тут же добавляет: «Я создаю в мечтах целые романы» [2. (2;107)]. Здесь знаменателен переход снов в мечты, а последних - в романы. Так протягивается нить от одинокого мечтателя Ордынова из ранней повети «Хозяйка» с его творческими снами к позднейшими подпольными героями, которые и мечтают и стремятся осмыслять и строить свою жизнь в соответствии с заимствованными из литературы моделями [7].
Настенька, которой суждено было стать «другим» для протагониста «Белых ночей» , как и Мечтатель, очень одинока: бабушка её никуда не пускает, так что она «почти разучилась совсем говорить» [2. (2;111)]. Интересно и то, что она сама причисляет себя к типу мечтателей. И всё же по сравнению главным героем, Настенька гораздо больше живёт во времени: у неё есть реальная история в которой она готова поделиться. Рассказывая свою историю, героиня, как и Мечтатель, точно называет сроки событий, однако ей доступно и особое переживание внутренней, субъективной длительности: повествуя о том, как накануне отъезда жильца ночью с узелком пришла к нему, Настенька говорит, что «шла целый час по лестнице» [2. (2;124)].
При некотором сходстве душевного опыта, герои по-разному ориентированы во времени. Настенька вся находится в ожидании и устремлена в будущее – такая установка начинает корректировать темпоральный кругозор Мечтателя. Только после встречи с героиней будущее, пусть самое ближайшее, появляется в его временной перспективе - расставаясь с Настенькойц, он несколько раз повторяет: «До завтра! »
И всё же настоящей «встречи» двух сознаний во внутреннем времени у героев не происходит, так как они по-разному ориентированы во времени и настоящее и будущее имеют для них различную ценность. Мечтатель на протяжении их встреч очень сильно и полно переживает мгновения настоящего, полагая в нём весь смысл. Настоящее вдруг настолько полно встало перед ним, что заслонило другие временные перспективы – герой настолько увлекается настоящим своих «белых ночей» , что сам позволяет себе обмануться, поверив в возможность своего счастья с Настенькой и – как его пр
Настенька, которой суждено было стать «другим» для протагониста «Белых ночей» , как и Мечтатель, очень одинока: бабушка её никуда не пускает, так что она «почти разучилась совсем говорить» [2. (2;111)]. Интересно и то, что она сама причисляет себя к типу мечтателей. И всё же по сравнению главным героем, Настенька гораздо больше живёт во времени: у неё есть реальная история в которой она готова поделиться. Рассказывая свою историю, героиня, как и Мечтатель, точно называет сроки событий, однако ей доступно и особое переживание внутренней, субъективной длительности: повествуя о том, как накануне отъезда жильца ночью с узелком пришла к нему, Настенька говорит, что «шла целый час по лестнице» [2. (2;124)].
При некотором сходстве душевного опыта, герои по-разному ориентированы во времени. Настенька вся находится в ожидании и устремлена в будущее – такая установка начинает корректировать темпоральный кругозор Мечтателя. Только после встречи с героиней будущее, пусть самое ближайшее, появляется в его временной перспективе - расставаясь с Настенькойц, он несколько раз повторяет: «До завтра! »
И всё же настоящей «встречи» двух сознаний во внутреннем времени у героев не происходит, так как они по-разному ориентированы во времени и настоящее и будущее имеют для них различную ценность. Мечтатель на протяжении их встреч очень сильно и полно переживает мгновения настоящего, полагая в нём весь смысл. Настоящее вдруг настолько полно встало перед ним, что заслонило другие временные перспективы – герой настолько увлекается настоящим своих «белых ночей» , что сам позволяет себе обмануться, поверив в возможность своего счастья с Настенькой и – как его пр
Вот !)