Салтыкова-Щедрина читать трудно, скучно.. . История такова: Брудастый Демеитнй Варламович (Органчик) - глуповс-кий градоначальник. При первом же появлении "пересек уйму ямщиков" и ошеломил представлявшихся ему чиновников воз-гласом: "Не потерплю! " Ограничиваясь и в дальнейшем повто-рением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Зага-дочность поведения Брудастого нашла неожиданное объясне-ние: у пего в голове был органчик исполнять "не-трудные музыкальные пьесы" - "Раззорю! " и "Не потерплю! ". Отвечая на упреки в "преувеличении", Щедрин писал: "Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наи-грывавший романсы: "Не потерплю! " и "РаззорюГ, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет? " Глуповцы - обитатели города, образ которого впервые по-явился в начале 1860-х гг. в очерках писателя Тлупов и глу-повцы" и Тлуповское распутство", запрещенных цензурой. Глу-повцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, - это "народ исторический", то есть реальный, не идеализирован-ный, "люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что при-родные их свойства обросли массой наносных атомов.. .Поэто-му о действительных "свойствах" и речи нет, а есть.. .только о наносных атомах". Эти "атомы" - пассивность, невежество, "на-чальстволюбие", забитость, легковерие к вспыш-кам слепой ярости и жестокости - изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Глуповец - "человек, ко-торому с изумительным постоянством долбят голову и кото-рый, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления". Проявление же иных "свойств" имеет для их об-ладателей самые трагические последствия. Судьбы Ионки Ко-зыря, автора книги "Письма к другу о водворении на земле доб-родетели", дворянского сына Ивашки Фарафонтьева, который был посажен на цепь и "умре" за "хульные слова", что "всем-де людям в еде равная потреба.. .и кто-де ест много, пускай делит-ся с тем, кто ест мало", учителя Липкина и других "вольнодум-цев" составляют глуповский "либеральный мартиролог".
Главный герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - подросток Васютка. Ему 13 лет, то есть он наш ровесник. Однако, читая рассказ о его приключениях, сразу понимаешь, что Васютка гораздо взрослее сегодняшних школьников. Причина, наверное, и в воспитании, и в условиях жизни героя. Васютка живет рядом с тайгой. Он сын рыбака. Васютка с малых лет взрослым, и его в семье хоть и любят, но не балуют. Поэтому Васютка- парень серьезный и самостоятельный, что в конце концов ему жизнь. Если бы он был таким, как большинство современных подростков, он погиб бы в тайге.
Много ли современных школьников умеют охотиться, ориентироваться в лесу, разводить огонь, готовить еду? Думаю, что немногие школьники смогли бы сделать то, что смог Васютка. Современный школьник не настолько самостоятелен. Что тут говорить: иному семикласснику мамы портфели собирают, форму школьную чистят и обед разогревают, чтоб деточка не перетрудился. Какая тайга - такие и в парке заблудиться могут .
Конечно, жизнь людей за десятилетия изменилась, и большинству уже не нужны навыки выживания в тайге. Хотя самостоятельности у Васютки следовало бы поучиться.
Причем я думаю, что самое главное, что ему удалось - это не пасть духом, а бороться за свою жизнь. Васютке это блестяще удалось, и он вернулся к своим родным, да еще и рассказал о найденном им озере.
История такова:
Брудастый Демеитнй Варламович (Органчик) - глуповс-кий градоначальник. При первом же появлении "пересек уйму ямщиков" и ошеломил представлявшихся ему чиновников воз-гласом: "Не потерплю! " Ограничиваясь и в дальнейшем повто-рением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Зага-дочность поведения Брудастого нашла неожиданное объясне-ние: у пего в голове был органчик исполнять "не-трудные музыкальные пьесы" - "Раззорю! " и "Не потерплю! ". Отвечая на упреки в "преувеличении", Щедрин писал: "Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наи-грывавший романсы: "Не потерплю! " и "РаззорюГ, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет? " Глуповцы - обитатели города, образ которого впервые по-явился в начале 1860-х гг. в очерках писателя Тлупов и глу-повцы" и Тлуповское распутство", запрещенных цензурой. Глу-повцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, - это "народ исторический", то есть реальный, не идеализирован-ный, "люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что при-родные их свойства обросли массой наносных атомов.. .Поэто-му о действительных "свойствах" и речи нет, а есть.. .только о наносных атомах". Эти "атомы" - пассивность, невежество, "на-чальстволюбие", забитость, легковерие к вспыш-кам слепой ярости и жестокости - изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Глуповец - "человек, ко-торому с изумительным постоянством долбят голову и кото-рый, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления". Проявление же иных "свойств" имеет для их об-ладателей самые трагические последствия. Судьбы Ионки Ко-зыря, автора книги "Письма к другу о водворении на земле доб-родетели", дворянского сына Ивашки Фарафонтьева, который был посажен на цепь и "умре" за "хульные слова", что "всем-де людям в еде равная потреба.. .и кто-де ест много, пускай делит-ся с тем, кто ест мало", учителя Липкина и других "вольнодум-цев" составляют глуповский "либеральный мартиролог".
Мои сверстники и Васютка
Главный герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - подросток Васютка. Ему 13 лет, то есть он наш ровесник. Однако, читая рассказ о его приключениях, сразу понимаешь, что Васютка гораздо взрослее сегодняшних школьников. Причина, наверное, и в воспитании, и в условиях жизни героя. Васютка живет рядом с тайгой. Он сын рыбака. Васютка с малых лет взрослым, и его в семье хоть и любят, но не балуют. Поэтому Васютка- парень серьезный и самостоятельный, что в конце концов ему жизнь. Если бы он был таким, как большинство современных подростков, он погиб бы в тайге.
Много ли современных школьников умеют охотиться, ориентироваться в лесу, разводить огонь, готовить еду? Думаю, что немногие школьники смогли бы сделать то, что смог Васютка. Современный школьник не настолько самостоятелен. Что тут говорить: иному семикласснику мамы портфели собирают, форму школьную чистят и обед разогревают, чтоб деточка не перетрудился. Какая тайга - такие и в парке заблудиться могут .
Конечно, жизнь людей за десятилетия изменилась, и большинству уже не нужны навыки выживания в тайге. Хотя самостоятельности у Васютки следовало бы поучиться.
Причем я думаю, что самое главное, что ему удалось - это не пасть духом, а бороться за свою жизнь. Васютке это блестяще удалось, и он вернулся к своим родным, да еще и рассказал о найденном им озере.