Потому что многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся россия. сам гоголь так отзывался о своей работе: "в «ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в россии, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем" сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над провинциальными чиновниками» , пьеса была допущена к постановке. гоголь был разочарован общественными толками и неудачной петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. актеры чувствовали, что типы, выведенные гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли. гоголь писал м. с. щепкину после обеих премьер комедии: «действие, произведенное ею [пьесой „ревизор“], было большое и шумное. все против меня. чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. полицейские против меня, купцы против меня, против меня… теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия»