У Г.Р. Державина и А.С. Пушкина есть стихотворение с одинаковым названием – «Памятник». Однако на этом совпадения этих двух произведений не заканчиваются. Оба стихотворения восходят к вольному переводу оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», сделанному М.В. Ломоносовым. Больше того, по форме стихотворения Державина и Пушкина очень похожи. Можно сказать, что они развиваются по единому шаблону, используют общие формулы: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»; «Нет, весь я не умру» - «Так! — весь я не умру»; «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой» - «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных» и т.п. Однако стихотворения этих поэтов наполнены разным идейным содержанием. Так, Державин представляет себя в своем «Памятнике» как человека и поэта. Он - не только творец, но и придворный. Поэтому его будут чтить за то, что он искренне и правдиво смог беседовать с царями, смог в новой художественной форме – «дерзнул в забавном русском слоге» - говорить о добродетелях власть имущих: «О добродетелях Фелицы возгласить». Кроме того, Державин ставит себе в заслугу смелость говорить о высших духовных ценностях, о боге. Пушкин же в своем «Памятнике» позиционирует себя, в первую очередь, как поэта, а уже через это – как гражданина и гуманного человека. Уже в первых строках он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». Именно народная слава для него - самое ценное: «И долго буду тем любезен я народу…» Что же Пушкин ставит себе в заслугу? Больше всего поэт ценит в своем творчестве гуманизм («чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал») и бескомпромиссное свободолюбие, оппозицию существующему строю («в мой жестокий век восславил я Свободу»). Таким образом, ценности Пушкина стоят на шаг дальше в плане личного и гражданского развития, чем ценности Державина. Если художник 18 века ценит свои художественные заслуги и близость к власти, то художник 19 века ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.
Больше того, по форме стихотворения Державина и Пушкина очень похожи. Можно сказать, что они развиваются по единому шаблону, используют общие формулы: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»; «Нет, весь я не умру» - «Так! — весь я не умру»; «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой» - «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных» и т.п.
Однако стихотворения этих поэтов наполнены разным идейным содержанием. Так, Державин представляет себя в своем «Памятнике» как человека и поэта. Он - не только творец, но и придворный. Поэтому его будут чтить за то, что он искренне и правдиво смог беседовать с царями, смог в новой художественной форме – «дерзнул в забавном русском слоге» - говорить о добродетелях власть имущих: «О добродетелях Фелицы возгласить». Кроме того, Державин ставит себе в заслугу смелость говорить о высших духовных ценностях, о боге.
Пушкин же в своем «Памятнике» позиционирует себя, в первую очередь, как поэта, а уже через это – как гражданина и гуманного человека. Уже в первых строках он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». Именно народная слава для него - самое ценное: «И долго буду тем любезен я народу…»
Что же Пушкин ставит себе в заслугу? Больше всего поэт ценит в своем творчестве гуманизм («чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал») и бескомпромиссное свободолюбие, оппозицию существующему строю («в мой жестокий век восславил я Свободу»).
Таким образом, ценности Пушкина стоят на шаг дальше в плане личного и гражданского развития, чем ценности Державина. Если художник 18 века ценит свои художественные заслуги и близость к власти, то художник 19 века ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.