Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу. Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли. Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли".
тот, кто явился виновником необычайных
событий. Гоголь сразу же дает понять
зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя
появление Хлестакова рассказом о нем
Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и
его отношение к своим ревизорским
"обязанностям" становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город
никакого процесса ориентации — для этого
ему, недостает элементарной
наблюдательности. Не строит он никаких
планов обмана чиновников — для этого у него
нет достаточной хитрости. Не пользуется он
сознательно выгодами своего положения,
потому что в чем оно состоит, он и не
задумывается. Только перед самым отъездом
Хлестаков смутно догадывается, что его
приняли "за государственного человека", за
кого-то другого; но за кого именно, он так и
не понял. Все происходящее с ним в пьесе
происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе,
ничтожный человек. Даже пустые люди
называют его пустейшим. Никогда бы ему в
жизни не случилось сделать дела
обратить чье-нибудь внимание. Но сила
всеобщего страха создала из него
замечательное комическое лицо. Страх,
отуманивши глаза всех, дал ему поприще для
комической роли".